После бала
Президент Федерации хоккея России Александр Стеблин ушел в отставку. Карфаген наконец-то разрушен.
Ваш покорный слуга за свою жизнь столько всего сказал и написал о хоккее — даже целую передачу на радио, посвященную этому виду спорта, делал. Начал делать, делал несколько лет, и вот уже сколько лет не делаю, а наши хоккеисты так и не выиграли за это время ни одной золотой медали. 13 лет прошло с момента последней победы. Из них 10 лет руководил хоккеем Александр Яковлевич Стеблин. По степени одиозности с ним мог сравниться только еще один спортивный персонаж — Вячеслав Колосков.
Но и того, после четвертьвекового правления, подключив администрацию самого Президента Путина, скинули. А Стеблина никак не могли. Даже добрые отношения с Путиным спортивного министра и злейшего врага Стеблина Фетисова не помогали. Никакие поражения, никакие скандалы — ничто, никакая холера не брала Александра Яковлевича. И не взяла бы еще бог знает сколько времени, если бы не эта, уже ставшая знаменитой история с психотропными препаратами.
На Кубке Чемпионов в Питере в начале января, пьяный Стеблин обматерил руководство мирового хоккея, швырялся апельсинами в спонсоров, набил морду журналисту Кукушкину, а потом в замечательном интервью в «Известиях» поведал, что ничего такого не помнит, поскольку находился под воздействием психотропных препаратов, подсыпанных врагами. В числе прочих выдающихся перлов там был и прекрасный рассказ об алкогольных возможностях президента федерации. Мол, он и выпил-то в тот день всего ничего: утром(!) в сауне(!) бутылку шампанского(!), что сущий мизер, и, дай бог, десятая часть того, что он может выпить.
Ну что тут скажешь? Мы могли бы только гордиться тем, что российским хоккеем руководит человек, который в будний день, во время главного клубного турнира Европы, проходящего к тому же в России, способен утром отправиться в сауну и теоретически выпить там десять бутылок шампанского! Рассказывая это, Стеблин явно не видел в своих словах ничего не то что предосудительного, но даже и сколько-нибудь необычного. Ему как-то не пришло в голову то, о чем сразу подумали все остальные — какие именно категории граждан пьют шампанское по утрам. Во всяком случае, на аристократа Стеблин явно не похож.
С той минуты судьба лично Стеблина была решена. Сначала он как бы добровольно оставил наименее значимый из двух своих постов — главы Профессиональной лиги. Теперь лигой руководит не кто иной, как Михаил Маргелов. Но вместо того, чтобы уйти и с поста в федерации, Стеблин преспокойно отправился в Турин в составе делегации и сидел там на всеобщем обозрении рядом с президентом НОК России Тягачевым и начальником управделами президента, а по совместительству руководителем олимпийской делегации Кожиным. Этих людей такое соседство не смущало, как не смущало, видимо, и шампанское в сауне с утра. В общем, было и стыдно и некрасиво, да и опасно — мы словно дразнили спортивный мир, выставляя напоказ жертву психотропных препаратов. Тягачев с Кожиным не успокоились и после Игр, и продолжали гнуть свою линию, отстаивая Стеблина, невзирая даже на то, что о похождениях начальника шайбы и клюшки доложили самому Верховному Главнокомандующему, который, говорят, был очень недоволен. Но, в конце концов, если уж непотопляемого Колоскова потопили, то и Стеблину причаливать когда-то было пора. Как и с Колосковым, его вызвали в орган, не имеющий никакого отношения к хоккею и спорту вообще, и посоветовали подумать об уходе по собственному желанию. Стеблин подумал и собрал вещички. Народ ликует.
Но, однако же, смысл хоккейной жизни не в том, чтобы прогнать Стеблина. В том же футболе после ухода Колоскова ни порядка не стало больше, ни беспорядка не стало меньше. Не в конкретных людях дело, и смысл не в них. Смысл в том, чтобы хоккей был интересным, успешным, победным на мировом уровне, и массовым на уровне всенародном, что не только даст возможность добывать золото чемпионатов и Олимпиад, но и позволит улучшать самочувствие физкультурников, бегающих с клюшками на пруду, или где-то на дворовой площадке.
Пока же мы имеем лигу, которая провозгласила себя второй в мире после НХЛ, но которая к мировому стандарту ничем, кроме зарплат не приблизилась. Да и то сразу в нескольких командах, в том числе из числа сильнейших и богатейших, игроки не получают денег месяцами, как врачи или шахтеры.
Наши клубы играют в устаревший хоккей на обшарпанном льду самых убогих в Европе «арен», при необъяснимом судействе. Мы имеем сборную, которая никак не может победить, а при каждом поражении во всем обвиняют ребят из НХЛ, только потому, что они играют за океаном и получают там миллионы. Ни в одном другом виде спорта подобного не осталось. Уже везде прекратились эти дурацкие разговоры, что легионеры не патриоты, что в сборной они играют не за страну, а за имидж и будущие контракты, что они зажрались, и что впредь лучше их в команду не брать. Это давний синдром поиска врага и вредителя, потому что иного объяснения неудаче быть не может.
Кто придет Стеблину на смену, в общем, понятно. Скорее всего, другой небезызвестный политик Павел Крашенинников. И хоккейные круги публично такой подход приветствуют. Мол, политики имеют связи, доступ к ресурсам. Так было и при СССР, что спортивными федерациями руководили космонавты, герои, свадебные генералы. Только тогда это всё равно ни на что не влияло — спорт жил на госдотации. Сейчас он должен быть частью шоу-бизнеса.
Это миллиардные обороты, сотни тысяч болельщиков на трибунах и у экранов, это потенциально огромный рекламный рынок. И всем этим нельзя руководить урывками, наездами, от случая к случаю. Это серьезная, настоящая отрасль, по крайней мере, на Западе. Можно ли руководить ею в перерывах между заседаниями в Думе, время от времени, между делом? Конечно, нет. На практике же это означает, что повседневную работу будут осуществлять уже отнюдь не свадебные генералы и герои, а никому неизвестные клерки. Причем в подавляющим большинстве своем из прежней команды любителя утреннего шампанского.