Есть вопрос, в ответ на который большинство экспертов либо пожмет плечами, либо пустится в долгие абстрактные рассуждения, подкрепляя их историческими примерами. Формулируется он предельно просто: какое событие (череда событий) послужит катализатором нового общественного подъема в России? Опыт и России, и других стран показывает, что никакого твердого закона тут нет. Это может быть и жестокая расправа над одним из лидеров общественного мнения, и новый налог, усугубляющий бедственное положение существенного числа граждан, и, разумеется, выборная кампания. Причем — вовсе не обязательно общенациональная.
Теоретически, при правильной расстановке приоритетов лидерами оппозиции, предстоящие в сентябре «выборы» в Мосгордуму могут стать тем самым дефибриллятором, который реанимирует общественное сознание и гражданскую активность. По крайней мере, тот общественный интерес, который уже сейчас к этим «выборам» проявляется, позволяет питать по этому поводу определенные надежды. Сразу оговорюсь, никакого другого значения это мероприятие не имеет и иметь не может в силу причин, которые уже обозначены и перечислены много раз.
В многолетней уже дискуссии про целесообразность участия представителей оппозиции в путинских «выборах» (а в России нынче других не бывает) есть две крайние точки зрения. Первая: непозволительно участвовать никогда ни при каких обстоятельствах, потому что тем самым вы легитимизируете режим и т.д. и т.п. Вторая: надо участвовать всегда, потому что так приобретается политический опыт ведения кампаний, появляются дополнительные агитационные возможности и т.д. и т.п.
Мне ближе первая точка зрения, но с существенной оговоркой: если есть шанс выбраться за пределы формальной повестки и серьезно раскачать лодку (вспомним мэрскую кампанию Алексея Навального), надо участвовать! Возможно, даже при правильном поведении оппозиции из этой затеи ровным счетом ничего не выйдет. Но как иначе проверишь?
Демократический московский избиратель в массе своей далеко не идиот. Он прекрасно понимает, что Мосгордума в не меньшей степени фейковый институт, чем любой другой в пределах прямой видимости, и наличие в нем нескольких «своих» ситуацию кардинальным образом не изменит. И вообще никаким образом не изменит. Да и эту задачу — обретение нескольких родных депутатов — простым походом на избирательные участки не решить. Придется давить с улицы. И вот тут мы уже вправе опереться на самый разнообразный опыт. Мы прекрасно знаем: как только значительное число людей осваивает формат уличного протеста, повестка меняется в одночасье, а про изначальный повод очень часто просто забывают. Напоминать вам о ней будет только недавний кандидат с робким вопросом «Я так и не понял… Я буду депутатом Мосгордумы или уже нет?».
Другая протестная стратегия — мы будем год за годом отвоевывать по траншее, по бугорку — настолько унылая, тоскливая и очевидным образом бесперспективная, что обсуждать ее всерьез нет никакого смысла. Демократического московского избирателя в этой кампании привлекает совершенно другое. Главное — он соскучился по чувству локтя единомышленника, по солидарному зримому сопротивлению опостылевшей системе, которая душит его с утра до вечера и с вечера до утра. Он хочет ее если не изничтожить сразу, то хотя бы существенно окоротить. Повод, повторю, имеет вторичное значение.
Надо сказать, мэрия кампанию по «выборам в Мосгордуму» начала бодро. К основным потенциальным кандидатам на депутатский мандат Сергей Собянин приставил по спойлеру. Есть такой дублер и у Ильи Яшина, и у Дмитрия Гудкова. Но больше всех в этом смысле повезло ближайшей сподвижнице Алексея Навального Любови Соболь, которой досталась целая Нюта Федермессер, известная своей выдающейся благотворительной деятельностью, уже потребовавшей от нее немалых жертв. Г-жа Федермессер является членом ОНФ и входила в команду Собянина на прошедших выборах.
Я намеренно не стану тут останавливаться на этической стороне проблемы, а ограничусь лишь описанием технических деталей. Винить Собянина в применении этой технологии бессмысленно и даже контрпродуктивно. Это все равно что упрекать крокодила за то, что он ест сусликов и хомячков. Такова его природа. Собянин в этом смысле является верным продолжателем дела Владислава Суркова. Он раз за разом выборы в Москве пытается сделать максимально похожими на настоящие, всамделишные. Поэтому он как бы говорит всем нам: я не хочу полночи переписывать бюллетени. Я тут по случаю прикупил для вас нескольких отличных демократических кандидатов. Не хотите за них голосовать? Капризничаете? Ну, ок… Тогда будет наша единороссовская женщина…
Коллизия Соболь – Федермессер опасна не дискуссией вокруг вопроса, кто из них будет лучшим депутатом Мосгордумы. Потому что это малозначительный вопрос. Коллизия эта раскалывает протестное движение в тот самый момент, когда от него требуется максимальная консолидация, без которой вся эта история вообще теряет какой-либо смысл.
Фото: Нюта Федермессер (А́нна Константи́новна (Ню́та) Федерме́ссер (род. 11 мая 1977, Москва) — российский общественный деятель, учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» (2006). Член центрального штаба Общероссийского народного фронта.). Владимир Гердо/ТАСС