Накануне в Белоруссии прошли очередные парламентские выборы, по итогам которых оппозиции не удалось получить ни одного депутатского кресла. Мероприятие это должно было состояться только в будущем году, но сроки были перенесены из-за того, что на 2020 год намечены выборы главы государства.
Действующий президент Александр Лукашенко, выступая вчера перед журналистами на избирательном участке, прямо заявил, что выборы пройдут не позднее августа будущего года и что он намерен в них участвовать. Впрочем, свое заявление г-н Лукашенко предварил дежурной фразой о том, что не собирается «посиневшими пальцами держаться за это кресло». Но тут же добавил, что есть условие, при котором он будет баллотироваться даже в 2025 году. (То есть на седьмой срок.) «Господи, я, может, до 2025 года не доживу! Не дай бог, конечно, хочется еще пожить — дети ж малые. Так вот, вы сами должны прийти и сказать: “Баллотируйся, пожалуйста, потому что мы хотим, чтобы наши дети спокойно ходили по улицам”. Да, мы не богаты, но не потому, что Лукашенко плохой, а потому, что плохо еще иногда работаем, и у нас нет того, что есть в России и других странах … Если вы меня не попросите, я никогда не буду снимать свою кандидатуру. Я предложу свою кандидатуру…»
Впрочем, в минувшее воскресенье Александр Григорьевич ставил условия не только подведомственному населению. Высказался он и о проблемах российско-белорусской интеграции.
9 декабря, в день двадцатилетнего юбилея Союзного государства, между Россией и Белоруссией должно состояться подписание так называемой дорожной карты, в которой обозначены последовательные интеграционные шаги, ведущие, как объясняют в Кремле, «к наполнению реальным содержанием понятия “Союзное государство”». Учитывая, что до означенного события осталось менее трех недель, любые комментарии первых лиц по этому поводу приобретают особое значение. Вчерашнее заявление Александра Лукашенко позитивным и дружественным назвать крайне сложно: «Самый главный принцип — суверенитет и независимость нашего общества. Все ведется открыто, и в последний раз премьер-министр сказал: это выработанная позиция, если не будут решены наши принципиальные вопросы по поставкам углеводородов, по открытию рынков для наших производителей, как следует, снятию барьеров, никакие “дорожные карты” не будут подписаны… Когда ты вступаешь в какое-то объединение, то ты рассчитываешь, что с каждым месяцем, годом не будет хуже, чем до этого. Что происходит у нас? Нам каждый год подсовывают новые условия, и мы постоянно в экономике что-то теряем, теряем и теряем, — негодовал президент Белоруссии. — Извините, на хрена нужен тогда такой договор?»
Понятно, что ничего инновационного в такой стратегии белорусского лидера нет. Он годами в отношениях с Россией раз за разом пытается выторговать оптимальные для себя условия, порой не стесняясь в выражениях. С точки зрения президента Лукашенко, лихая риторика позволяет ему в глазах соотечественников сохранять имидж независимого лидера, который озабочен исключительно интересами собственного народа и ни при каких обстоятельствах под «большого брата» прогибаться не станет. Однако некоторые политологи полагают, что в данном случае Александр Лукашенко идет на серьезный риск. Дескать, терпение Владимира Путина не безгранично, и хотя «белорусский сценарий» сегодня один из приоритетных применительно к «проблеме 2024», когда главе российского государства понадобится каким-нибудь образом пролонгировать свои властные полномочия, он все же далеко не единственный. К тому же Лукашенко может сколько угодно говорить о «русской экспансии», но без реальной помощи со стороны России его собственная экономика обрушится в считаные месяцы.
Несколько расплывчатых заявлений по поводу жестких высказываний белорусского лидера уже последовало из Госдумы, но в Кремле пока хранят молчание. Впрочем, вряд ли стоит сомневаться в том, что какая-то реакция оттуда в ближайшее время последует. Посмею предположить, что она будет вполне умеренной и даже умиротворяющей.
Конечно, «белорусский сценарий» продления путинских полномочий далеко не единственный. Но необходимо помнить, что имперский проект «собирания русских земель» все еще крайне важен для Путина. Учитывая, что «всасывание» Украины сорвалось, трудно себе представить, что и на белорусском направлении российские власти отступят и смирятся с поражением.
Ясно, что никаких реальных способов исключить «фактор Лукашенко» при реализации имперских планов Кремля сегодня просто не существует. Другими словами — с ним все равно придется договариваться. И вряд ли стоит сомневаться в том, что Александр Лукашенко будет взбрыкивать и дальше, после подписания «дорожной карты».
Фото: Белоруссия. Минск. Президент Белоруссии Александр Лукашенко во время голосования на избирательном участке 506. 17.11.2019 в Белоруссии прошли парламентские выборы. Наталия Федосенко/ТАСС