Лукашенко блефует? А никто не знает. В том числе сам Лукашенко
Боже мой, боже мой! Чего только не наговорил президент Беларуси Александр Лукашенко в интервью главному редактору «Эха Москвы» Алексею Венедиктову! К примеру, прозвучи половина из того, что он сказал, из уст президента, скажем, Польши, и польское посольство уже грузилось бы на подводы, а мирные жители Варшавы эвакуировались в направлении Кракова. Да вот хотя бы такое откровение: «Если эта угроза со стороны России, как некоторые говорят, возникнет и вдруг она попробует нарушить наш суверенитет, вы знаете, как отреагирует не только мировое сообщество — они уже будут втянутыми в войну. Этого уже страны НАТО не перенесут, потому что они сочтут это за угрозу им. В этом смысле они будут в чем-то правы…»
Еще Александр Григорьевич пообещал, если что, изъять две из трех веток нефтепровода «Дружба» и начать так называемые реверсные поставки из Польши. А еще рассказал Венедиктову о разных подходах к интеграции внутри российской власти. Дескать, у Путина один подход, а у премьера Медведева уже совершенно другой. Из слов лидера Беларуси следовало, что отношение Дмитрия Медведева к интеграционным процессам его не очень устраивает. И все эти фактически ультимативные жесткие заявления перемежались уверениями в вечной дружбе, в безальтернативности общего пути и комплиментами в адрес Владимира Путина.
Что же, в очередной раз президент Лукашенко продемонстрировал, что он первостатейный интриган и столь же выдающийся лицемер. Даже площадка, которая была использована для скандальных, буквально шокирующих заявлений, выглядит явно неслучайной. Выбор либерального многоголосого «Эха», отношение к которому в Кремле, мягко говоря, разное, в качестве рупора важнейших политических тезисов как бы подчеркивает открытость Александра Лукашенко, его готовность разговаривать в России со всеми и искать понимание и поддержку в самых разных слоях российского общества. В том числе — и в оппозиционных режиму.
Александр Григорьевич прекрасно понимает, что в большинстве своем аудитория «Эха» считает его диктатором и душителем свободы. Но одновременно он прекрасно осознает, что, решись Россия на агрессивные действия в отношении Беларуси, эти же самые люди наверняка примут его сторону, если он будет реально сопротивляться экспансии. И это стремление Лукашенко завоевать популярность в российском обществе нынче пугает Кремль гораздо сильнее, чем угрозы переметнуться под крыло Запада и НАТО или отжать у «Транснефти» ее нефтепроводы. Потому что то угрозы фейковые, думают в Кремле, а вот быстро растущая популярность балабола и популиста Александра Лукашенко внутри России в условиях экономического кризиса и дальнейшего снижения жизненного уровня — перспектива более чем реальная. А во что эту популярность начнет конвертировать белорусский президент, одному богу известно.
Кремль по обыкновению на жесткий демарш президента Беларуси отреагировал вяло и как бы снисходительно. Мол, как будто мы вчера познакомились и не знаем, чего ждать от Лукашенко… Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков аккуратно высказался в том смысле, что в Кремле не разделяют точку зрения белорусского партнера о разногласиях внутри российской власти по вопросу интеграции с Беларусью, а глава «Транснефти» Николай Токарев заявил, что угроза отобрать «две трубы» носит «политический характер», поскольку экономический эффект от таких действий «трудно предсказуем».
Нынешний мощный выпад президента Беларуси в адрес его российских коллег означает, что на этом фронте у Кремля дела идут пока не очень здорово: видимо, на ту цену, что нынче предлагает Путин, Лукашенко категорически не соглашается, продолжая бомбардировать медийное пространство жесткими заявлениями, больше похожими на прямые угрозы. Думаю, на данном этапе вопрос об интеграции (а на самом деле — о наиболее предпочтительном для Путина сценарии продления своих властных полномочий) все еще открыт. Иначе реакция Кремля была бы совсем иной. Так что пока торг в самом разгаре.
Фото: Интернет-портал Президента Республики Беларусь