Государство наращивает давление. Центр «СОВА» представил ежегодный доклад о реализации свободы совести в России
4 февраля в Славянском правовом центре состоялась презентация очередного ежегодного доклада Информационно-аналитического центра «СОВА», посвященного проблемам реализации свободы совести в России в прошедшем году.
Встреча началась с краткого вступления директора центра Александра Верховского, который отметил, что по-прежнему самой большой проблемой остается антиэкстремистское законодательство (ст. 2822 — «Организация и участие в деятельности экстремистской организации», и ст. 2823 — «Финансирование экстремистской деятельности»). Принятый в 2006 году закон, который правозащитное сообщество не раз критиковало за расплывчатость, позволяющую массово возбуждать дела, например, за картинки в соцсетях, в последние годы всей своей тяжестью обрушился на Свидетелей Иеговы. И 2019 год показал, что статистика приговоров против Свидетелей, запрещенных в России весной 2017 года, пока только растет — 26 приговоров, по которым осуждено в общей сложности 96 человек. «Экстремизм» в данном случае на практике выражается в совместных молитвах и чтении религиозной литературы.
Лидером по части репрессий, впрочем, подчеркнул Верховский, остается запрещенная в России религиозно-политическая партия «Хизб ут-Тахрир» (Партия исламского освобождения): в 2019 году осуждено 52 человека, и сроки у некоторых огромные — до 24 лет. Александр Верховский не отрицает, что члены этой организации исповедуют весьма радикальные взгляды, но считать их террористами, по его мнению, нет никаких оснований, поскольку тахрировцы принципиально отрицают насилие и ни одного случая терроризма за ними не числится. При этом не похоже, отметил эксперт, что преследования идут на спад, напротив, появляются все новые поводы для возбуждения уголовных дел: например, сказал в лагере соседу, что «Хизб ут-Тахрир» — не экстремистская организация, и получил новый срок по статье «оправдание терроризма» (уже есть два таких приговора и одно открытое дело).
Зато последователей турецкого богослова Саида Нурси, которые еще два года назад были в числе активно сажаемых, теперь почти не трогают — по той простой причине, что в России их не осталось. Движение как таковое ликвидировано, заявил Александр Верховский, люди или уехали, или сидят. Всего же по статье «религиозный экстремизм» в России наказано более полутора тысяч человек и сроки имеют тенденцию к увеличению, подытожил эксперт.
Сотрудник центра Ольга Сибирева, чей доклад был посвящен широкому кругу тем, связанных со свободой совести в России (проблемам правового регулирования, ситуации конкретных религиозных организаций и движений, проблемам со строительством и содержанием богослужебных зданий и пр.), также отметила, что положение Свидетелей Иеговы усугубляется. После того как в конце 2018 года Владимир Путин на встрече с правозащитниками выразил удивление тем, что Свидетелей уголовно преследуют, многие возымели надежду на скорое смягчение ситуации. Этого не произошло, констатировала эксперт, напротив, впервые с момента запрещения к Свидетелям в ходе расследования стали применять пытки (и это при том, что среди арестованных много пожилых людей и довольно много женщин), обыски и задержания часто проходят в грубой форме. К концу 2019 года уголовному преследованию подверглось более 300 человек, заведено 135 уголовных дел, 18 человек получили сроки от 6 лет колонии и более.
Все более напряженной становится ситуация с протестантскими деноминациями, продолжила Ольга Сибирева. Есть проблемы с оформлением/переоформлением собственности, срываются богослужения, высылают пасторов, закрываются протестантские учебные заведения (буквально на днях, 28 февраля, Арбитражный суд Москвы по иску Рособрнадзора аннулировал лицензию Московской богословской семинарии евангельских христиан баптистов).
Все это привело к тому, что протестантские лидеры, еще совсем недавно полностью лояльные российской власти, заговорили о государственном давлении. В ноябре председатель Ассоциации христиан веры евангельской «Церковь Божья» епископ Павел Абашин прямо назвал происходящее с российскими протестантами «спланированной войной против евангельских церквей России» и «частью плана оказания давления на неправославные конфессии». Председатель РОСХВЕ епископ Сергей Ряховский выразился более образно на заседании президентского Совета по правам человека: «У меня сейчас запах Советского Союза... Ощущение такое, что государство намекает: вам здесь не место».
В остальном же ситуация не сильно изменилась по сравнению с прошлым годом: примерно на том же уровне остались протесты против «оскорбления религиозных чувств», и преследуют за это примерно с тем же рвением (довольно вяло). Активность несогласных со строительством храмов, в основном православных, в общем и целом не растет — возможно, из-за того, предположила Ольга Сибирева, что местные власти не хотят повторения екатеринбургской ситуации и стараются договариваться с жителями; сговорчивее стали и епархии. Преследования верующих с использованием «антимиссионерских» поправок из пакета «Яровой–Озерова», пожалуй, даже пошли на спад, признала эксперт, однако если раньше основной мишенью «антимиссионерских» законов были протестантские церкви и новые религиозные движения, то теперь все чаще поправки применяются к верующим «традиционных» религиозных организаций. Впрочем, верующие постепенно учатся отстаивать свои права, заметила локладчик, в том числе в судебном порядке, например, в некоторых случаях удалось добиться отмены штрафов, наложенных за «незаконное миссионерство». Самый последний эпизод: в январе 2020 года в Рязани в связи с недоказанностью обстоятельств было прекращено дело Олега К., оштрафованного по статье о незаконном миссионерстве за раздачу Библий у радиотехнической академии.
«Радует, что есть обнадеживающие тенденции, причем в сферах, которые долгое время были конфликтными, — прокомментировала “Ежедневному журналу” нынешнюю ситуацию Ольга Сибирева. — Однако усиливающаяся год от года дискриминация религиозных меньшинств вселяет серьезную тревогу. И трудно ожидать другого, потому что отношение в обществе к религиозным меньшинствам по-прежнему остается, в лучшем случае, настороженным. Мало кого возмущают гонения на верующих, особенно если это не совсем привычные для России верующие. Этому способствуют и некоторые СМИ, не чурающиеся публикацией непроверенной, а порой откровенно лживой информации. Как правило, молчат в таких случаях и общественные организации, которые могли бы способствовать тому, чтобы в обществе складывалось более здоровое отношение к инаковерующим – не как к «сектантам», а как к людям с другими взглядами. В такой ситуации ничего не остается, как предполагать, что свобода совести будет ущемляться еще больше».
Фото: 1). Лев Симкин, 2). Светлана Солодовник