Новость последних часов — кандидат от оппозиции (правильнее, конечно, говорить — от народа) на пост президента Беларуси Светлана Тихановская покинула республику. В Литву она уехала, видимо, ночью. Информацию о том, что именно туда, подтвердил литовский МИД. События, судя по всему, развивались следующим образом.
Во второй половине понедельника стало известно, что г-жа Тихановская удерживается в здании республиканского ЦИКа, куда она поехала опротестовывать результаты голосования. Потом КГБ Беларуси сообщил, что предотвратил покушение на Тихановскую, несколько часов о ее судьбе ничего известно не было, и вот сообщение о пересечении границы.
Надо думать, что в тот момент, когда местные силовики рассказали о готовившемся убийстве кандидата в президенты, все договоренности с ней уже были достигнуты. Конечно, угроза, заставившая Тихановскую уехать из Беларуси в столь драматичный момент, была вполне реальной (Лукашенко в последние дни не блефует), и я не чувствую за собой никакого права давать этому поступку моральную оценку. Тем более что нельзя исключать сценария, при котором кандидатку выдворили из страны силой. Однако нельзя не сказать и того, что отъезд лидера протеста (а она им являлась просто по факту) наносит по этому самому протесту серьезный удар. Насколько серьезный, будет ясно уже к вечеру вторника.
Впрочем, смею вас заверить, что подавляющее большинство граждан Беларуси еще ничего не знают о том, что Тихановской уже нет в стране. И не факт, что узнают к вечеру. Очень в этом смысле показательна история правозащитницы Татьяны Локшиной, которую белорусский таксист, встречавший ее на границе России и Беларуси, попросил первым делом рассказать о том, что происходит в Минске. Скажем откровенно, информационную блокаду, которую местные власти устроили подведомственной стране, пока прорвать не удается. Не уверен, что в Беларуси велик процент граждан, владеющих гаджетами, способными транслировать телеграм-каналы, которые объективно освещают происходящие события. Интернет по всей республике давят вполне успешно. Но вторая поствыборная ночь продемонстрировала, что пока накал борьбы вовсе не снижается, а, пожалуй что, и наоборот.
Было ясно с самого начала, что Александр Лукашенко, по меткому выражению другого диктатора, «сопли жевать не будет», — ему отступать некуда. Наглые и демонстративные 80 процентов, которые нарисовал действующему президенту белорусский ЦИК, наглядное тому подтверждение. На улицах Минска в ход идут светошумовые гранаты, резиновые пули и водометы. К несчастью, есть уже и первая жертва. Но очевидно так же, что силовиков властям не хватает — на помощь милиции пришли войска. На одном из роликов телеграм-каналаNextaпрекрасно видно, что в столице уже работает армейский спецназ. При этом сопротивление только растет. А если объявленная общенациональная забастовка окажется действительно масштабной, проблемы нынешней белорусской власти могут стать неразрешимыми.
Главное, что важно отметить в эти дни: народ Беларуси сегодня демонстрирует всему миру, что даже в условиях глобальной зачистки политического пространства, отсутствия институализированной оппозиции, информационной блокады и звериной жестокости силовиков такие человеческие качества, как честь и доблесть, все равно играют первостепенную и даже решающую роль. Абсолютно уверен, мы все сегодня должны преклонить голову перед белорусским народом и выразить ему не только свою безусловную поддержку, но и восхищение. А что же Москва?
Владимир Путин стоит перед сложнейшей дилеммой. Свержение Александра Лукашенко Путин не может допустить, как бы он к этому политику ни относился. Потому что любая следующая власть в Беларуси окажется гораздо более прозападной. Поскольку вектор сегодняшнего белорусского протеста именно таков — он направлен отнюдь не на Восток. Потеря Беларуси будет означать для Путина глобальный крах всей его внешней политики. Следовательно, сценарий, при котором Кремль поможет «братскому белорусскому народу пресечь антиконституционный заговор, инспирированный западными спецслужбами с целью свержения законной власти», исключать нельзя. Но сценарий этот чреват самыми разнообразными тяжелейшими последствиями.
Понятно, что сколько-нибудь масштабную переброску войск из России в Беларусь в тайне сохранить не удастся. Если и не из Беларуси, то из России наверняка отследят перемещение войсковых колонн или активность военно-транспортной авиации. Видя, насколько решительно сегодня настроены белорусы, легко предположить, что безучастно к попытке оккупации родной страны они точно не отнесутся. Но и гражданское общество России, учитывая явно возросшую в последнее время протестную активность, может преподнести Кремлю неожиданные сюрпризы, решись Владимир Путин на оказание «братской помощи». Хотя, конечно, задушивший протест с помощью российских штыков, ослабленный и униженный Александр Лукашенко — мечта Владимира Путина. При таком развитии событий Союзное государство, позволяющее ему забыть про унизительное «обнуление сроков», буквально падает к ногам российского лидера.
Фоторепортаж: 10-11.08.2020. Акции протеста после объявления результатов выборов президента Белоруссии. Наталия Федосенко/ТАСС, Валерий Шарифулин/ТАСС, EPA/Татьяна Зенькович/ТАСС