До революции, кажется, один шаг. Но его надо сделать
Телевизионная картинка минувшего воскресенья побуждает только к одному. Хочется прыгать на месте, хлопать в ладоши и кричать «Ура»! Есть чему радоваться: никогда еще на постсоветском пространстве мы не видели столь массового (в процентном отношении) протеста против тухлой опостылевшей диктатуры. Огромные акции прошли не только в столице, но и в Бресте, и в Гродно, и в Лиде, и буквально чуть не в каждом селе. И тут уж никаких сомнений — в Беларуси именно всенародный протест, вся страна сказала Александру Лукашенко «Пошел вон!». Но Александр Григорьевич не торопится следовать этому призыву.
Сперва, впрочем, в воскресенье в Минске на площадь вышли сторонники Александра Лукашенко. Понятно, что для сбора тех, кто продолжает поддерживать власть, был задействован разнообразный административный ресурс, но его все равно оказалось недостаточно: убедительной эту акцию никак не назовешь. С трибуны неслись привычные мантры про «оранжевую революцию», «майданные технологии» и «происки внешних врагов». Появился на площади и сам Александр Лукашенко. В тяжелом бронежилете под белой рубашкой он выглядел достаточно нелепо. Говорил бывший президент Беларуси только глупости и пошлости, пересказывать которые нет нужды. Но важно отметить следующее — ни одного шага навстречу взбунтовавшемуся народу сделано не было. Только, как говаривал другой национальный лидер, «мочить в сортире». Никакой иной стратегии в отношении протестной Беларуси у Лукашенко нет. А потом на площади и улицы городов вышла протестная Беларусь.
По разным данным, сначала в Парк Победы, а потом и на площадь Независимости пришли от двухсот до трехсот тысяч человек. Перед демонстрантами выступила соратница пребывающей в изгнании Светланы Тихановской Мария Колесникова. Она назвала белорусов «невероятными» и потребовала отставки Александра Лукашенко. Весь мир с восхищением и надеждой наблюдал за этой убедительной демонстрацией человеческого достоинства и стремления к свободе. Эксперты и комментаторы демонстрировали редкое единодушие: у власти, против которой восстает практически все население страны (а именно это мы наблюдали в минувшее воскресенье), будущего нет, она обречена. Никаких столкновений с лукашенковскими карателями в этот день не случилось. К вечеру митинги в Минске и других белорусских городах благополучно завершились, протестующие разошлись по домам.
Далеко не всегда в протестных акциях наступает момент, когда у оппозиции появляется возможность начать разговаривать с властью на языке ультиматумов. Возможность эта возникает только тогда, когда за спиной у лидеров достаточное число решительно настроенных демонстрантов. Совершенно очевидно, что в прошедшее воскресенье в Беларуси такая ситуация возникла. Конечно, это качественно иное действо — обозначить конкретные требования, которые должны быть выполнены в определенный срок. Оно требует готовности идти на очевидные риски, почти наверняка влечет за собой эскалацию конфликта. Но можно ли победить, избежав такого сценария? Большой вопрос. Пока белорусская оппозиция всеми силами старается не обострять ситуацию. Никаких конкретных требований, ограниченных временными рамками, на воскресных митингах не прозвучало.
Мы все были свидетелями тому, как несколько дней назад лукашенковские силовики, применив прямой и грубый шантаж, выдавили из страны главную соперницу Александра Лукашенко Светлану Тихановскую, чей муж еще в мае был захвачен местными силовиками. Понятно, что у г-жи Тихановской выбора не было, и никто в здравом уме обвинять ее не станет. Однако с тех пор ничего не изменилось. Другими словами, участница недавних выборов и, соответственно, весь ее штаб все так же уязвимы для шантажа и манипуляций. Не учитывать этот фактор просто безответственно. Мы не можем сегодня быть уверены в том, что неготовность белорусской оппозиции идти на жесткий конфликт с властью обусловлена какой-то хитрой стратегией, а не вышеприведенными обстоятельствами.
Уже в понедельник с программными заявлениями выступили оба лидера. Светлана Тихановская в своем видеообращении поблагодарила сограждан за самоотверженность, продемонстрировала готовность взять на себя ответственность за страну и народ, однако в очередной раз обошлась без конкретных требований к власти. Прозвучал очередной дежурный призыв освободить всех политзаключенных, но ничего не было сказано о сроках. А Александр Лукашенко вместе с сыном Колей прилетел на вертолете на Минский завод колесных тягачей, там его освистали, он заявил: «Мы провели выборы. Пока вы меня не убьете, других выборов не будет». И улетел домой.
Однако сегодня уже очевидно, что стачечное движение продолжает нарастать. К нему уже подключились десятки предприятий, включая, например, «Белтелерадиокомпанию».
Очень хочется верить, что это протестное цунами беспрецедентных масштабов просто сметет режим. О том, что будет, когда волна схлынет, говорить пока рановато.
Фото: 1. 16.08.2020. Белоруссия. Минск. Массовая акция сторонников оппозиции у стелы "Минск - город-герой" в Минске. Dmitri Lovetsky/AP/TASS
2. 16.08.2020. Белоруссия. Минск. Сторонники оппозиции во время акции протеста у стелы "Минск - город-герой". Валерий Шарифулин/ТАСС
3. 16.08.2020. Белоруссия. Минск. Сторонники оппозиции расклеивают плакаты во время акции протеста на площади Независимости, где ранее в этот день проходил митинг в поддержку переизбранного президента Белоруссии Александра Лукашенко. Наталия Федосенко/ТАСС