Вечером 9 ноября Армения, Азербайджан и Россия подписали трехстороннее соглашение о немедленном прекращении боевых действий в Нагорном Карабахе. И главное в этом соглашении то, что оно именно трехстороннее. Никакой Франции, никакой Германии и (!) — ни слова об участии Турции в урегулировании конфликта. Возможное присоединение Турции к миротворческому контингенту будет отдельно обсуждаться в ходе переговоров между российской и турецкой стороной. Понятно, что Реджеп Эрдоган сейчас предпримет определенные усилия, надавит на Ильхама Алиева, чтобы каким-нибудь образом переломить ситуацию, но на данный момент дела обстоят именно так, как описано выше.
Итак, по договору, согласованному и подписанному буквально в течение нескольких часов, «Азербайджанская Республика и Республика Армения, далее именуемые Сторонами, останавливаются на занимаемых ими позициях». Содержание следующих пунктов договора в большой степени дезавуирует это положение. Из них как раз следует, что армянская сторона вовсе не останавливается на «занимаемых позициях», а идет на существенные территориальные уступки.
До конца текущего месяца Армения должна передать под контроль Азербайджана ряд территорий в западной части Нагорного Карабаха (несколько районов), оставив себе лишь коридор шириной в пять километров, который соединит Степанакерт с Арменией. Степанакерт остается армянским (это, видимо, имеет важное символическое значение), но город Шуша возвращается Азербайджану. Кроме того, в зону конфликта вводятся российские десантники (полагаю, что они уже долетели) — миротворческий контингент, который в течение пяти ближайших лет будет контролировать соблюдение договора (и это в нем зафиксировано). Отдельно следует отметить, что руководство Нагорного Карабаха полностью поддержало это решение. В Баку празднуют победу, в Ереване свергают власть (протестующие уже заняли здание местного парламента и даже избили его спикера). При этом не очень понятно, чему радуются одни и чем так возмущены их оппоненты.
Более или менее ясно, что у Армении не осталось военных ресурсов, чтобы переломить ситуацию на поле боя в свою пользу. По некоторым данным, накануне пал город Шуша и путь азербайджанской армии на столицу Нагорного Карабаха оказался фактически открытым. Следовательно, сценарий, при котором через какое-то не слишком продолжительное время вся территория Нагорного Карабаха оказалась бы под контролем Азербайджана, выглядит более чем реальным. Поэтому согласие на условия договора премьера Армении Пашиняна и президента Нагорного Карабаха Арутюняна выглядит вполне оправданным.
Не во всех войнах получается победить. Эту войну Армения очевидным образом проигрывала. Вопрос, почему президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал этот договор, оставляющий Степанакерт армянской стороне и исключающий Турцию из переговорного процесса, мне представляется гораздо более любопытным. Думаю, дело не обошлось без старого, давно проверенного метода — шантажа. И тут, конечно, решающую роль сыграл инцидент с уничтожением азербайджанскими силами ПВО российского вертолета над территорией Армении. Азербайджан сразу все признал, принес соответствующие извинения, но суть дела от этого не изменилась — у Владимира Путина появилась законная возможность оказать Армении военную помощь.
Думаю, Ильхаму Алиеву было доходчиво объяснено, что если он не соглашается на предложенные условия, то те самые десантники, которые должны разделить противоборствующие стороны, просто входят с запада в Степанакерт и в случае атаки азербайджанской армии начинают его оборонять. А дальше в дело вступает авиация, дальнобойная артиллерия, подтягиваются резервы и т.д. Глава Азербайджана оказался перед простым выбором — оказаться втянутым в военный конфликт с Россией либо довольствоваться «усеченной победой». Я вовсе не удивлен тому, что, даже учитывая наверняка крайне жесткую реакцию со стороны Турции на условия соглашения, лидер Азербайджана выбрал второй вариант. Да, Степанакерт остается армянским, а республика Нагорный Карабах формально сохраняет свой непризнанный статус, но Азербайджан получает контроль над большими территориями. Немаловажно и то обстоятельство, что, согласно договору, «будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, связывающих Нахичеванскую Автономную Республику с западными районами Азербайджана».
Пока сложно прогнозировать, как события будут развиваться дальше. По опыту мы знаем, что в регионах, где нынче оказываются российские войска, стабильности добиться не удается. К тому же я абсолютно уверен, что Турция не смирится со столь болезненным геополитическим поражением. Но на данный момент во всей этой кровавой каше Владимир Путин выглядит единственным настоящим победителем. Он добился максимально выгодного для себя результата: Россия останавливает войну, Россия вновь важный игрок на постсоветском пространстве в частности и на международной арене в целом. И еще один бесспорный, как мне кажется, аргумент — если план сработает, будут сохранены тысячи жизней с обеих сторон.
Фото: 1, 5. Россия. Ульяновск. 10.11.2020. Российские миротворцы заходят в самолет Ил-76 на аэродроме Ульяновска перед вылетом в Нагорных Карабах. Российские миротворцы будут развернуты вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе и вдоль коридора, соединяющего его с Арменией. Снимок с видео. Минобороны РФ/ТАСС
2. Нагорный Карабах. Шуша. 9.11.2020. Флаг Азербайджана на въезде в город. Президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил о взятии азербайджанской армией стратегически важного города Шуши в Нагорном Карабахе. Снимок с видео. Минобороны Азербайджана/ТАСС
3. Азербайджан. Гянджа. 10.11.2020. Местные жители на площади Свободы у здания городской администрации во время празднования завершения войны в Нагорном Карабахе. 10 ноября премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент России Владимир Путин и лидер Азербайджана Ильхам Алиев подписали заявление о прекращении войны в Нагорном Карабахе. Гавриил Григоров/ТАСС
4. Армения. Ереван. 10.11.2020. Участники протеста в зале заседаний в здании Национального собрания (парламента) Республики Армения. Местные жители протестуют против заявления премьер-министра Никола Пашиняна о прекращении войны в Нагорном Карабахе и сдаче территорий. Станислав Красильников/ТАСС