Александр Лукашенко, которого Запад перестал признавать в качестве легитимного президента Беларуси, готов через год, в декабре 2021 года, пригласить лидеров стран СНГ в Беловежье, чтобы там отметить 30-летие роспуска СССР. Идея амбициозная, прозвучала она экспромтом на саммите СНГ, проходившем в режиме on-line 18 декабря.
Государственные лидеры, собравшиеся там клеточками на большом экране, люди все осторожные, никто даже бровью не повел в ответ на это гостеприимное предложение коллеги. Тем более, что председательствовал на виртуальном форуме президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев. Уж кому, как не ему, знать, как привередлива бывает фортуна: он сам оказался ее баловнем в 2016 году, когда внезапно обширный инсульт унес в могилу могущественного узбекского диктатора Ислама Каримова и его место занял премьер-министр Мирзиеев. Но если к нему фортуна была благосклонна, то дождется ли от нее милостей белорусский узурпатор?
Пока Лукашенке везет, в 2020 году он удержался у власти, подавляя с невиданной для европейской страны жестокостью народные протесты. Судя по всему, Лукашенко уверен, что и в 2021-м удержится на вершине властной пирамиды, более того, его уверенность зиждется на поддержке Кремля. Тут белорусский узурпатор не ошибается: пока в Москве не нашли вариант приемлемого транзита власти в Союзной республике, позволяющий с гарантией обеспечить сохранение Беларуси в поле чуть ли не абсолютного российского военно-политического влияния, с него будут пылинки сдувать. Игры со всебелорусским народным собранием, проведение конституционной реформы, будущие президентские выборы, в которых Лукашенко, так и быть, не будет принимать участия, — все это грандиозная политтехнологическая отвлекуха, которая даст время и возможность Путину сформировать новую реальность вокруг его России.
Или на месте той России, фантомные боли по утрате которой в 1991-м он никогда не скрывал. Той, создаваемой идеологами «русского мира» новой большой России, возродить которую он поставил себе целью в оставшееся ему время жизни.
Это стало ясно в 2020 году, после кровопролитной 44-дневной войны в Карабахе.
Если кому-то думается, что итоги этой драматической войны скажутся лишь на судьбах Армении, Азербайджана, Грузии, всего Южного Кавказа или Турции, то, боюсь, он заблуждается.
Если кто-то уверен, что эта война изменит современные представления о боевых действиях с применением конвенциональных вооружений и добавит новые главы о роли беспилотников в учебники для военных академий, то он будет прав лишь отчасти.
Если кто-то считает, что следствием этой войны окажется возрождение тюркской идентичности и укрепление солидарности тюркоязычных стран в мире, где усиливается хаос, утрачиваются ценности и слабеют авторитеты, он, вполне вероятно, близок к истине.
Мне же, живущему в России восьмой десяток лет и наблюдающему драматические метаморфозы распада советской империи, ставшей наследницей империи царской, думается, что итоги второй карабахской войны могут оказаться преддверием процесса восстановления достаточно внятного пространства, наследующего этой прекратившей почти 30 лет назад свою историю империи.
О самой армяно-азербайджанской войне написано уже много, и автор тоже не остался в стороне. Не стану повторяться, рассказывая о потрясении, испытанном при известии о полномасштабной войне за территории, развязанной в Европе в первой четверти XXI века.
Много уже написано о российском миротворчестве, остановившем войну, жертвами которой стали около 10 тысяч человек. Достаточно много, особенно в предновогодние недели, рассказывается и о военно-гуманитарном десанте России, высадившемся в Карабахе и давшем возможность наладить и восстановить обыденную жизнь карабахских армян, десятки тысяч которых возвращаются в свои дома, если они, конечно, остались целы…
Еще больше начинают писать о выдающемся личном вкладе В.В. Путина в достижение мира в Карабахе и умении вести диалог с настоящим, «не виляющим хвостом мужиком», турецким президентом Эрдоганом. Если б дело было весной либо летом, можно было подумать, что Путина уже номинируют на Нобелевскую премию мира, но сейчас зима, рано еще, да и мировая конъюнктура после операции «синие трусы» не благоволит к нему…
Здесь важно другое. Российское вмешательство в войну после многих недель кровопролития, в котором огромное число армян упрекало Москву, обвиняя ее в предательстве союзника, внезапно перевернуло шахматную доску геополитики на Южном Кавказе. Россия вернулась уже не лузером в регион, проигрывая его Турции, а, наоборот, бенефициаром. Ее военное присутствие там за счет миротворческого контингента увеличилось до 11 тысяч человек, если считать уже дислоцированные российские военные базы в Армении, Абхазии и Южной Осетии. Ни США, ни ЕС, ни даже НАТО не отметились по этому поводу какими-либо заметными демаршами. Запад не горел желанием влезать тем или иным образом в войну, которая не принесла бы ни лавров, ни дивидендов. России было позволено наводить самой там порядок, что было безусловным признанием ее интересов на Южном Кавказе. Кремль был готов был использовать это в полной мере. Не было счастья, так несчастье помогло...
Перед Новым 2021 годом в Карабахе стали распространяться слухи о возможном предоставлении карабахским армянам российского гражданства. Если так, то делавшиеся автором в разгар 44-дневной войны прогнозы, что возможным решением конфликта может оказаться переход Нагорного Карабаха в некоторое подобие протектората России, могут оказаться реальностью.
А уже 12 ноября, спустя всего два дня после подписания перемирия в Карабахе между Арменией и Азербайджаном при посредничестве Кремля, а точнее, лично Путина, он принял президента непризнанной республики Абхазии Аслана Бжания. Последний дожидался этой аудиенции 8 (восемь) месяцев. В тот же день была подписана двухсторонняя Программа формирования общего социально-экономического пространства между Россией и Абхазией, под которой стоят подписи российского вице-премьера Дмитрия Козака, абхазских президента и премьера Бжании и Анкваба. Рассчитанная на три года, программа предусматривает фактическую передачу под контроль России энергосетей Абхазии, снятие запрета на приобретение россиянами абхазской недвижимости, возможное предоставление россиянам второго, абхазского гражданства и многое другое…
До этого Сухум последовательно и упорно отказывался сдавать последние редуты своей независимости. Но катастрофическое состояние накануне холодной зимы энергоснабжения, чья инфраструктура не обновлялась с советских времен, тотальная недостача средств на зарплаты бюджетникам, прочие невзгоды, заставили власти Абхазии смирить гордыню и идти на поклон к Москве, ждать помощи больше было неоткуда.
Аслан Бжания, вернувшись из Москвы после встречи с Путиным, рассказал членам Общественной палаты Абхазии и о необходимости еще крепче встроиться в общую систему безопасности с Россией. Причину этого он объяснил вполне доходчиво: после успешной операции Азербайджана по возвращению отколовшихся от него территорий Карабаха возникает опасность, что и в Грузии найдутся те, кто захочет повторить этот успех, пытаясь военным путем вернуть себе Абхазию.
Поделился абхазский президент и услышанным от Путина, о его планах на будущее. Российский президент размышлял на встрече с бывшим коллегой (Бжания возглавлял госбезопасность Абхазии до того, как стать президентом) о будущем, о «необходимости крепить особые отношения с Беларусью, с абхазами, с теми, кто считает нас близкими». Путин, ссылаясь на процессы, идущие в мире, на евразийском континенте, говорил, что «придется, возможно, организовывать некий союз из группы государств на постсоветском пространстве, если это будет соответствовать интересам их народов».
«К этому все идет», — добавил от себя Аслан Бжания.
Если учесть, что значительное число абхазов уже обзавелись российскими паспортами и такая же ситуация в Южной Осетии, то часть кавказских регионов будут согласны считать себя «близкими» России, не дожидаясь особых уговоров...
Таким образом, одним из главных итогов 2020 года стала перспектива выстраивания некоего «постсоветского пространства 2.0». Нетрудно предположить, что кандидатами на членство в этом пространстве могут оказаться непризнанные республики Донбасса и Приднестровье. Особенно после требования новоизбранного президента Молдовы Майи Санду вывести Ограниченную группу российских войск (ОГРВ) и российских миротворцев из Приднестровья, а также сделанного в декабре недвусмысленного заявления Путина, что Донбасс останется зоной особого внимания России.
И напоследок о случившемся в октябре третьем по счету после распада СССР государственном перевороте в Кыргызстане, снесшем его пятого президента Сооронбая Жээнбекова. Несмотря на то, что для Кремля эти события стали полной неожиданностью, там их перенесли стоически. Ну и что такого, что к власти пришел политический деятель, бывший депутат парламента, прошедший путь от заключенного, отбывавшего 11-летний срок за похищение иссыккульского губернатора, до кресла премьер-министра и исполняющего обязанности президента, всего за 10 (десять!) дней?
Ну и что такого, что этот «кыргызский Наполеон» — его зовут Садыр Жапаров — заказал переписать под себя конституцию неизвестно кому, но известно, что референдум по ее принятию состоится одновременно с президентскими выборами уже 10 января 2021 года?
И нужно ли гадать, кто станет их победителем и шестым президентом Кыргызстана…
Главное тут вот что: новое кыргызское руководство публично и непублично уведомило Москву, что страна останется надежным союзником России и ни на йоту не изменит своего курса на сотрудничество с ней в рамках ОДКБ и ЕАЭС.
Пригласят ли Кыргызстан вступить в ряды «Постсоветского пространства 2.0», сейчас сказать трудно. Скорее всего нет. Кто знает, не приведет ли шестой кыргызский президент за собой туда криминал, который, как не без оснований утверждают в Кыргызстане, стоит за ним…
Да и вообще в Кремле понемногу готовятся жить и работать согласно новой концепции преобразования путинской России — отсекать все лишнее и избавляться от обременений.
Фото: 1. TV and Radio Company of Belarus
2-3. Мультимедиа.минобороны.рф
3. Пресс-служба Президента РФ/ kremlin.ru
4. Садыр Жапаров/youtube.com