В названии заметки нет ни капли преувеличения. Дело в том, что политическое мероприятие, которое в минувшие входные провела в Москве старейшая демократическая партия России, стартовало… в декабре 2019 года, а закончится, возможно, летом года текущего. Соответственно 21-й съезд партии «Яблоко» формально длится уже почти полтора года…
Впрочем, это все административная казуистика, не заслуживающая пристального внимания. Поэтому самое время перейти к содержательной части события, которая, вне всякого сомнения, порадовала как адептов этой политической силы, так и ее гонителей.
Говоря сегодня обо всем, что происходит с партией «Яблоко», о ее политических устремлениях и планах, важно помнить, что эта организация приняла заметное участие в дискриминационной кампании против Алексея Навального. Клеветническая и в целом погромная статья фактического лидера «Яблока» Григория Явлинского, посвященная Навальному, большинством членов партии была полностью поддержана. В связи с этим некоторые комментаторы, учитывая сей глубокий реверанс в адрес Кремля, заговорили о том, что перспективы партии на предстоящих сентябрьских выборах в Госдуму, возможно, не столь плачевны, как все думают. Иначе зачем было идти на такое унижение? К теме выборов мы еще вернемся, но минувший съезд начался не с обсуждения электоральных ожиданий. В первый день работы форума партийцы обезопасили свою организацию от «внешних и внутренних угроз».
Партийная реформа, которую яблочное начальство затеяло с целью, вполне понятной нынешним обитателям Кремля — обеспечить несменяемость руководящих органов, — прошла, мягко говоря, со скрипом. Во время первого голосования она не набрала необходимых двух третей голосов делегатов и уже в сильно усеченном виде после настоятельных просьб г-на Явлинского была переголосована и принята съездом. Изменения, внесенные в устав партии, предусматривают существенное усложнение процедуры принятия новых членов. С введением годового испытательного срока партия как бы узаконила наличие в своем составе членов с разным статусом — полноправных и «кандидатов». Таким образом партийное руководство в выборный год фактически застраховало себя от любых попыток покуситься на партийный престол. Впрочем, самые одиозные поправки (например, о формировании Высшего совета, собрания всевластных демиургов) были отложены до следующего раза.
Некоторые видные члены партии, вроде Льва Шлосберга, изначально выступили против внесения любых изменений в устав в год выборов. Однако после того как часть из них все же была принята, тот же г-н Шлосберг заявил, что «нововведения никак не помешают работе с электоратом». В целом выступления партийцев в этот день отличались завидным оптимизмом. Идея, что в 30-е годы XXI века «Яблоко» станет «решающей силой для политического транзита», а в 40-е она уже «влиятельный политический субъект в стране, участвующий в переосновании государства», буквально завладела партийными массами. Поэтому не удивительно, что к обсуждению электоральных перспектив партийцы приступили в состоянии небывалого душевного подъема.
На следующий день съезда выступлений, в которых говорилось о том, что партии вполне по силам сформировать фракцию в новом составе нижней палаты парламента, было более чем достаточно. В качестве аргументов приводились опросы ВЦИОМа, общая политическая ситуация в стране и разворот партии в сторону социальных проблем. О том, что в действительности может повлиять на исход сентябрьских выборов, не прозвучало ни слова.
Мы, конечно, не можем знать в точности, какие гарантии Кремль дал Григорию Явлинскому в обмен на его беспрецедентную атаку на Алексея Навального. Однако мы в любом случае имеем полное право к любым заверениям представителей власти относиться с известной долей скепсиса. Ну, предположим, партию «Яблоко» никто специально мочить на выборах не будет. Однако, посмею утверждать, что и специально накидывать бюллетени ей тоже не станут. В ночь после выборов губернаторам будет не до «Яблока», их забота — «Единая Россия». И довольно сложно представить себе, что старейшая демократическая партия России сможет самостоятельно преодолеть пятипроцентный барьер.
После того как эта партия приняла участие в травле сидящего в тюрьме лидера российской оппозиции, вообще не очень понятно, кто решится за нее голосовать…
Фото: pixabay.com по лицензии СС4.0