Англичане уходят не прощаясь. Русские долго прощаются, но не уходят. Эта старая шутка пришла на ум, когда на лентах информационных агентств появилось долгожданное заявление министра обороны Шойгу о завершении внезапной проверки войск: ««До 1 мая 2021 года вернуть личный состав 58-й армии Южного военного округа, 41-й армии Центрального военного округа, 7-й, 76-й десантно-штурмовых и 98-й воздушно-десантной дивизий Воздушно-десантных войск в пункты постоянной дислокации». Тут бы всем и выдохнуть с облегчением. Война на юго-востоке Украины, о которой некоторые горячие эксперты говорили как о неизбежности, как минимум откладывается. Однако глава военного ведомства тут же распорядился оставить технику и вооружение 41-й общевойсковой армии в полевых парках на полигоне Погоново, что вблизи Воронежа. Ее, мол, предусмотрено задействовать в стратегическом учении «Запад-2021», назначенном на нынешнюю осень. Ну, типа, чтобы два раза не гонять.
На самом деле, будучи не в состоянии долго держать войска в готовности к боевым действиям (замечу, что снабжение нескольких десятков тысяч военнослужащих в полевых условиях — непростая задача), российские стратеги не хотят дать всем команду «вольно». Ведь намеренное нагнетание напряженности у украинских границ, вызванное очевидным завышением количества задействованных в так называемой внезапной проверке войск, в целом принесло искомый результат. Зловредный Байден, нелицеприятно отозвавшийся о нашем главном начальнике, как узнал про наши танковые армады, нацелившиеся на Киев, так сразу Путина к телефону попросил. И о том, что убийцей его назвал, уже не вспоминал. Мало того, сразу же встретиться предложил. Согласитесь, от рычага давления, который дает такое качественное превосходство, особенно если иметь в виду, что переговоры с Байденом могут состояться уже в июне, отказываться грех. Вот и решили оставить револьвер со взведенным курком у виска соседней страны. По крайней мере, до осени, а там уж как получится.
Повторю еще раз, мне не кажется, что военной техники, которая была сконцентрирована на границе с Украиной и должна остаться теперь в Воронежской области, достаточно для широкомасштабной военной операции. Какой военный аналитик рискнет в такой ситуации твердо заявить, что возможность военных действий исключена? На этом и строится политика психологического давления, которую проводит Москва.
Не случайно шведский министр обороны Петер Хультквист назвал отвод российских войск от границы с Украиной лишь «дымовой завесой» и справедливо заметил, что Вооруженные силы РФ сохраняют «значительную свободу действий» и могут быстро перебросить личный состав обратно. По его словам, Кремль может «повышать уровень напряженности» в зависимости от своих интересов. При этом он оставляет за собой возможность «быстрого военного наращивания», сохраняя на местах оборудование.
Стремясь зафиксировать ситуацию в точке высокого напряжения, аккурат к завершению активной фазы учений, Москва объявила три района в Черном море закрытыми для прохода иностранных военных кораблей. Вроде бы она в своем праве: речь идет, по российской версии, о территориальных водах. Есть правда нюанс: никто эти воды, омывающие крымское побережье, российскими не признает. Между тем в ближайшие недели черноморский регион станет местом проведения крупнейших за последние годы натовских маневровDefenderEurope2021. Трудно сказать, что произойдет, если корабль и самолет одного из государств альянса войдет в район, объявленный Россией закрытым. Тем более что Шойгу грозно приказал подчиненным: «Продолжить отслеживание обстановки в районах учений Defender Europe... Быть в готовности к немедленному реагированию в случае её неблагоприятного развития в районах учений Defender Europe».
Приходится с сожалением констатировать: Россия не просто время от времени угрожает применением военной силы. Она специально создает ситуации, при которых война становится возможной. Если иметь в виду, что путинские «контрпартнеры» решительно не хотят военного столкновения с ядерной державой, они конечно же моргают первыми. Но с каждой победой политики шантажа Россия оказывается во все более жесткой международной изоляции. То, что новое обострение вокруг Украины сопровождается массовыми высылками отечественных дипломатов, — вовсе не совпадение.
Фото: интернет-портал Минобороны России по лицензии CC4.0