Нецензурная валюта
Когда смотришь, чем занимаются депутаты, какие законы они сочиняют, по каким вопросам выступают на заседаниях, в первый момент даже начинаешь гневаться: нет что ли более насущных проблем в стране? А потом понимаешь: они решают те вопросы, которые в состоянии решить в принципе.
Судя по всему, и Общественная палата будет тоже решать только те вопросы, которые способна решить — без риска быть быстро распущенной. На прошлой неделе член ОП академик Велихов, а в этот четверг группа депутатов (уже в виде законопроектов) предложили запретить чиновникам употреблять при разговоре слова «доллар» и «евро». Как написано в законопроекте — «выражать в иностранной валюте сведения о стоимости».
Законопроекты совсем коротенькие, один и вовсе состоит из двух абзацев. Если они пройдут, то госчиновники не смогут впредь под страхом штрафа называть денежные суммы в иностранной валюте в публичных выступлениях и в интервью СМИ, а иначе заплатят 50 МРОТ, т.е. 5000 руб., что вообще-то довольно много. У нас за злостные нарушения на дорогах столько официально не берут. А за публичную матерщину в 99% случаев не наказывают вообще никак. Но за упоминание доллара возьмут — не сомневайтесь.
Доллар, евро и даже само понятие у.е. становятся, таким образом, нецензурными. Просто мировая проблема поднята, огромная, видимо, гора с плеч свалилась.
А внешний долг тоже станем в рублях номинировать? Может, тогда уж рублями и отдавать, а то вон спикер Грызлов утверждает, что рубль уже крепче и доллара, и евро. Ну то, что рубль — валюта твердая, выполненная из лучших сортов древесины, мы и без Грызлова знаем. Но, по логике депутатов, после запрета на упоминание долларов, наш рублик автоматически окрепнет еще более, просто до 100%.
А экспорт-импорт как обозначать, если сделки осуществляются в долларах и евро? Как назвать конечную сумму проекта, если он осуществлялся на протяжении нескольких лет, курс валюты постоянно менялся и в сумму, условно, 1 миллион рублей будут входить и «старые рубли», и «новые», и «дешевые», и «дорогие»? Впрочем, это скорее технические моменты. Главное же в этом деле — психология.
Сегодня утром достаю из почтового ящика, как обычно, кучу всякого хлама, в том числе рекламу загородных домов. Дом мне не нужен, но взгляд я бросил и увидел цены, исчисляемые сотнями тысяч рублей. Смотрю, и не могу понять сколько это! И мысленно, автоматически перевожу в доллары. Делают так если не все, то подозреваю, большинство. И когда при встрече спрашивают: какая у тебя зарплата, во сколько обошелся ремонт, за сколько машину брал или сколько стоил тур на юг — почти всегда тебе отвечают в долларах или в евро.
Не по своей воле так говорят и госчиновники. Привычка сложилась в те времена, когда цены за ненадобностью даже не писали на ценниках, поскольку менялись они по нескольку раз на дню, когда инфляция исчислялась десятками процентов не за год, а всего за несколько дней. И чтобы хоть как-то спасти сбережения, граждане скупали доллары. И постепенно на доллары перешли и в быту, и в официальных речах. В конце концов, надо говорить так, чтобы народу понятнее было, а ему понятнее, как говорили с начала 90-х — у.е., доллары. К тому же суммы в рублях выглядят громоздко. Одно дело 27 450 рублей, и совсем другое — 1000 долларов. Второй вариант проще, не правда ли?
А вы представьте, что было бы, если бы в 1998-м действовал закон типа того, что предлагают сейчас депутаты. И как нам рассказывали бы всякие госслужащие о дефолте, о кредитах? Вот был бы цирк! Не понять ни черта, где, чего и сколько, зато докладчик аккуратно везде использует слово «рубль». А где гарантия, что нового дефолта не будет, что нас не ждут потрясения, обмены, деноминации и гиперинфляции? Никаких гарантий!
Стало быть, до тех пор, пока рубль не станет действительно конвертируемой валютой, надежным средством расчетов и накоплений, граждане будут «думать» на языке доллара и евро, постоянно мысленно переводить рубли и только тогда понимать, сколько стоит товар или услуга или сколько предлагают им самим за работу.
Нельзя укрепить одну валюту запретом на упоминание другой. Когда рубль действительно станет крепче американской и европейской валюты, россияне сами, безо всяких специальных законов, начнут мерить материальные блага в рублях, потому что это станет и понятно, и удобно.