Лукашенко угрожает войной. И он может ее развязать
Каюсь, этим летом я решительно недооценил Александра Григорьевича Лукашенко. Тогда Минск совершил акт воздушного пиратства, принудил к посадке самолет ирландской авиакомпании, чтобы арестовать белорусского оппозиционера и его подругу. Столкнувшись со всеобщим возмущением, главный белорусский начальник вдруг заявил, что Белоруссия способна в одиночку причинить врагам «неприемлемый ущерб». Этот термин пришел в политический лексикон из теории ядерного сдерживания. Он обозначает ущерб, который может причинить агрессору его жертва в ответном ударе. Зная о масштабах ущерба, потенциальный агрессор воздерживается от нападения. Иногда говорят и о неядерном сдерживании, имея в виду обычные вооружения, использование которых может привести к разрушениям, которые сопоставимы с последствиями ядерного удара. Ни ядерным, ни сравнимым с ним по мощи оружием, Лукашенко, слава богу, не обладает. Из этого я сделал легкомысленный вывод, что белорусский Батька нахально пародирует Владимира Путина, который добивается своего, угрожая Западу ядерной войной.
Как выяснилось, издевался я совершенно напрасно. Батька напряженно думал о том, каким неприемлемым ущербом он может угрожать супостатам. И придумал. Минск может устроить расслабленному Старому свету новый миграционный кризис, стать для миллионов беженцев с Ближнего Востока «окном в Европу». Мы за свободное передвижение граждан, объявили белорусские начальники. И стали клеить туристические и студенческие визы в паспорта беженцев. И то не всем, некоторым просто ставили в аэропорту штамп. Недавно в интервью российскому журналу «Национальная оборона» Лукашенко пылко говорил о существовании некоей загадочной международной мафии, которая и занимается переброской мигрантов в Европу. Если так, то частью этой мафии являются и белорусская дипломатическая служба, и белорусские правоохранители, никак не реагирующие на то, что по стране расхаживают люди с давно просроченными туристическими визами.
Пользуясь тем, что для предотвращения прорыва мигрантов на свою территорию, Польша выдвинула к границе войсковые подразделения, Лукашенко стал прямо угрожать войной: «Если, не дай бог, мы допустим какую-то ошибку, если мы оступимся, то это сразу же вовлечет в этот водоворот Россию. А это крупнейшая ядерная держава. Я не безумец… Я боюсь, чтобы это противостояние на границе из-за мигрантов не привело к какой-то острой фазе. Это же почва для провокаций. Любую провокацию можно совершить. Я уже своих военных предупреждаю: аккуратно, ребята, смотрите!»
Смысл рукотворного кризиса очевиден. Лукашенко хочет, чтобы европейские государства начали с ним переговоры и тем самым де-факто признали его, человека, который силой захватил власть в стране, законным президентом. В этом он получает полную поддержку России. Когда Ангела Меркель обратилась к Путину с просьбой повлиять на зарвавшегося Лукашенко, главный начальник России рекомендовал обращаться непосредственно к главному начальнику Белоруссии. А, чтобы укрепить позиции Минска, в белорусское небо были посланы два российских дальних бомбардировщика ТУ-22М3, являющихся носителями ядерного оружия. Отечественное Министерство обороны настаивает, что целью патрулирования была «простая» проверка действий боевых расчетов, «выполняющих задачи боевого дежурства по противовоздушной обороне в Единой региональной системе ПВО Союзного государства». Но вот военное ведомство Белоруссии вполне откровенно говорит, что такое патрулирование станет постоянным и представляет собой реакцию на военно-политическую ситуацию: «Если ранее такие полеты стратегической бомбардировочной авиации носили цикличный характер, то с сегодняшнего дня они будут выполняться на регулярной основе. Это меры адекватного реагирования на складывающуюся обстановку как в воздухе, так и на земле». Если иметь в виду, что,по словам Лукашенко, кризис устроили западные государства, чтобы отвлечь население своих стран от внутренних проблем («У них же проблем выше крыши. Мы рядом с ними не стояли. Народы недовольны. А как это микшировать и нивелировать? Надо объявить кого-то идиотом, подонком, мерзавцем, который нападет завтра на ту же Польшу»), то довольно трудно предсказать, какое именно военное реагирование является, с точки зренияБатьки, адекватным.
В последние дни некоторые российские аналитики писали, что Лукашенко реализует некий общий с Москвой план. Если так, то это вполне вписывается в ход бесконечной гибридной войны, которую ведет Россия. Конечно, это очень скверно. Но куда хуже, если неугомонный белорусский диктатор по собственной инициативе решил запустить Западу, как говаривал Никита Сергеевич, ежа в штаны. А Россия вынуждена лишь реагировать на развитие кризиса. Получается, что Лукашенко, находящийся в наислабейшем положении, научился манипулировать всесильной Россией. Тут уж точно и до войны недалеко. С Батьки станется…