Обычно под конец года не только подводят итоги – веселые и не очень, – но и выражают надежду на лучшее, на приятные новости, на то, что плохое уйдет, а хорошее наступит. Я тоже так делаю обычно. Но не в этот раз. Нет ни капли оптимизма и ни одной позитивной мысли в преддверии наступающего 2022 года.
Уходящий год простился с нами ликвидацией «Мемориала»*. В том, что его ликвидируют, у меня не было ни малейших сомнений. Когда Путин достал на СПЧ справочку, что среди миллионов имен реальных жертв репрессий в списки «Мемориала» попали (по ошибке, которая к тому моменту уже была исправлена!) три пособника нацистов – стало всё ясно. Потом решение придвинули вплотную к Новому году в надежде, что шампанское всё смоет. Я считаю, что ликвидация «Мемориала» в том же ряду, что разгром ЮКОСа, захват НТВ, посадка Навального. Это черные метки нашей истории, по которым когда-нибудь потомки будут определять наше время и думать, что мы тут жили в сумасшедшем доме. Кстати, как теперь правильно писать и говорить про «Мемориал»? Он признан иностранным агентом. Но при этом ликвидирован. Если ликвидирован, то он всё еще агент? Или «ликвидированный агент»? «Обезвреженный агент»?
Год начался с посадки Навального и тотального разгрома его структур. Заодно уничтожили и всю уличную активность. Разве могла подумать тогда власть, что настоящей проблемой для нее будет не узкая либеральная прослойка, а тысячи маргиналов, конспирологов, антиваксеров? Эти люди были частью ядерного электората, но вдруг оказались главными зримыми противниками. У них нет политических требований, нет организации и лидеров – с ними непонятно, что делать. Но их оказалось явно больше, чем можно было предположить. Власти боролись не просто с мирным протестом, а с протестом людей думающих, с которыми можно по-человечески разговаривать, которые готовы спорить, но слушать. А получили взамен темных, невежественных противников. Мутная власть и мутный протест – таким был фон этого года.
В котором вирус не только не отступил – наоборот! Потери населения – рекордные со времен войны. Вот показатель, по которому Россия реально оказалась мировым лидером: смертность от ковида! И у этого врага тоже нет ни организации, ни лидеров. Его нельзя запретить или признать чьим-нибудь агентом. Он истощает силы и терпение, подрывает экономику, изнуряет систему здравоохранения. И открывает те же самые бездны невежества. Страна, вроде бы первой придумавшая вакцину и начавшая массовую вакцинацию, по темпам прививочной кампании оказалась в самом хвосте! Не результат ли это многолетней политики, когда наука и просвещение выкинуты на обочину, зато подняты на знамя «чувства верующих», разнообразные мощи, «пояса», а официальные теледоктора проповедуют откровенную ересь? Я вообще считал до недавнего времени, что именно вирус и всё, что с ним связано, станет тем камнем, который, покатившись с горы, накроет тут всё лавиной и разрушит систему.
Но, видимо, я ошибся. Потому что в воздухе как никогда явственно чувствуется запах гари. Мы реально на пороге войны. К которой не готовы ни материально, ни в военном смысле – да ни в каком вообще. Войны, которая не спровоцирована ничем! Кроме, по сути, безвыходного положения Кремля. Пандемия, стагнация в экономике – а главное, реально начавшая дорожать «колбаса»! Пока можно было затыкать рот жратвой и заливать в пасть водку, можно было манипулировать сознанием масс. Но теперь-то дорожает всё! И подорожает еще! Тарифы, ЖКХ, транспорт, лекарства – всё дорожает, ни на что уже не хватает денег. Когда внутренние проблемы копятся, а решения нет и нет ни объяснений, ни плана действий – остается война.
Дать народу альтернативную реальность. В которой мы затянем пояса ради «народа Донбасса», ради битвы со Злом в лице НАТО. Уже сейчас в качестве артподготовки мы видим абсолютную зачистку информационного поля. Кто тут еще не иностранный агент? Соцсети, блогеры, стендаперы – в большей или меньше степени, но добрались до всех. Как при Сталине через двадцать лет после революции вдруг в стране оказалось невиданное количество врагов, шпионов и предателей, так и теперь – везде изменники, иноагенты, экстремисты, пособники террористов. И, конечно, оскорбляющие чувства верующих и реабилитирующие нацизм. При Путине мы каждый день продолжаем вести битву с фашизмом, как будто вот прямо сейчас нам снова штурмовать Рейхстаг.
Страна не просто не видит будущего и не имеет настоящего – она мчится в прошлое. Она не признает саму себя, ведь даже на процессе о ликвидации «Мемориала» прокурор доказывал, что правозащитники пытались оклеветать СССР.
Нет никакой России! Не надо нам её! Мы хотим Советский Союз! Разве это не предательство собственной страны? Уже и хоккеисты выходят играть в советских майках!
И, конечно, страшнейшее впечатление года – это кадры пыток. Повсеместных, массовых. Гигабайты ужаса – буквально от Калининграда до Камчатки. И этот садизм не просто по умолчанию поощряется сверху. Он укоренился в практике. Опросы показывают, что огромные проценты людей одобряют пытки «при определенных условиях», одобряют суровые наказания для дуралеев, которые оголяются где-то на фоне храмов или писают у ветеранских портретов. Общество стало жестоким, злым, каким-то диким. И власть улавливает это настроение. Зерна войны падают на хорошо подготовленную почву. Поэтому предчувствия у меня самые мрачные.
И еще одна мысль. То, что сейчас устраивают с подачи Путина в России, – это не ликвидация оппозиции или любого вольнодумства и хоть каких-то свобод. Это прямой путь к развалу самой страны. Дальше они ускорят этот развал, начав войну с Украиной и всем цивилизованным миром. Пристегнитесь крепче – мы взлетаем! Взлетаем в пропасть…
_________________
* Международный «Мемориал», Правозащитный центр «Мемориал» внесены Роскомнадзором РФ в реестр иноагентов. 28 декабря 2021 года «Мемориал» ликвидирован решением Верховного суда РФ
Коллаж ЕЖ
.