Кому нужна встреча G-8 в Петербурге?
Ответ: никому. Кроме одного человека, и вы его знаете — В.В. Путин. Причем именно так: встреча в июле в Петербурге, где Россия впервые будет председательствовать на заседании глав ведущих индустриальных держав мира, нужна не президенту России Владимиру Путину, а частному человеку под тем же именем-фамилией, мечтающему обрести свободу в 2008 году и страстно борющемуся за то, чтобы эта свобода была обставлена почетом, статусом и благополучием. Ан нет, судя по скандалам, бесконечно сопровождающим подготовку к саммиту в Петербурге, мечтам этим не суждено сбыться. И виной тому отнюдь не западные империалисты, а окружение президента, цели которого прямо противоположны устремлениям работодателя.
Я не люблю конспирологию в принципе и различные версии и сценарии заговоров – в частности.
Однако нельзя не видеть, что на завершающем этапе подготовки к встрече «восьмерки» в Петербурге ближайшее окружение президента – а это, прежде всего, силовики — приложило максимум усилий для того, чтобы сорвать саммит или, как минимум, сделать его совершенно бесполезным.
Первый акт этой не слишком сложной многоходовки был разыгран в самом начале января, когда государственная монополия «Газпром» перекрыла газ Украине и как следствие Европе. Кремль, предложивший вопрос «энергетической безопасности» как центральный для обсуждения на G-8, разом продемонстрировал, что заявитель сам представляет главную угрозу. Евросоюз создал комиссию, задача которой одна — найти пути защиты от «энергетической безопасности» так, как ее понимают в Кремле. Десятки исследовательских групп в Европе и США сейчас продумывают альтернативы «российской энергетической игле». Можно не сомневаться: придумают, найдут, уже находят. Свидетельство тому – недавнее заявление главы монополии Алексея Миллера, пригрозившего европейским странам перенаправить газовый поток на другие рынки – в Китай и Северную Америку. «Если Юпитер сердится», значит, он понимает, что рыльце у него в пуху.
Так повестка для обсуждения на «восьмерке», предложенная Россией (и выгодная и стране, и В.В. Путину), оказалась вполне эффективно порушена. Уже известно: главной темой обсуждения станет Иран, в чем, прежде всего, заинтересованы США.
Дальше – больше. Приглашение в Москву лидеров организации ХАМАС, которую признают террористической и Европа, и США. Выделение гранта на 10 млн долларов Палестинской автономии – опять же в пику большинству членов «восьмерки». Продажа двадцати девяти ПВО-комплексов «Тор М-1» Ирану, против чего активно возражали США. Санкционированная «утечка» о возможной сделке по ракетным комплексам «Искандер» с Сирией – еще одной страной, занесенной в список «осей зла» и признаваемой мировым сообществом в качестве страны – спонсора терроризма.
Выгода – для военно-промышленного комплекса – чуть больше миллиарда долларов плюс фантастические, исчисляемые десятками миллионов долларов, комиссионные для чиновников. Потери для страны — ширящееся осознание западным миром, что Россия больше не партнер, а скорее лоббист интересов тех, кого Запад рассматривает как врагов. По сути, мир на пороге новой «холодной» войны, которая встанет и бюджету, и российским бизнесам во многие десятки миллиардов долларов.
Так Кремль сам, без малейших усилий со стороны западных «недругов», эффективно исключил Россию из «восьмерки».
Зато какие деньги теперь пилятся на проекте по «улучшению имиджа России за рубежом»! 120 млн долларов – каналу “Russia Today” с целевой зрительской аудиторией, как шутят скептики, чуть больше ста человек. Неизвестное, но, очевидно, немалое число миллионов долларов западному имиджевому агенству «Кетчум», только что нанятому российским правительством ровно для того же, и, можно не сомневаться, с тем же результатом. Круглые столы, семинары, форумы в столицах стран - членов «восьмерки».
И параллельно: демонстративное братание с Китаем, от которого вздрогнула и член G-8 Япония, и США, чьи эксперты упорно прогнозируют будущие цивилизационные столкновения с Китаем (причем полагают, что на передней линии противостояния окажется именно и, прежде всего, Россия); поздравления «последнему диктатору Европы» — батьке Лукашенко аккурат в то самое время, когда КГБ Белоруссии в лучших советских традициях разгонял демонстрации оппозиции в Минске; принятие и приведение в действие зубодробительного закона о НКО; шпионский скандал с камнем при участии сотрудников посольства еще одного члена «восьмерки» — Великобритании; семилетний срок юристу ЮКОСа и матери двух маленьких детей Светлане Бахминой.
«Что они делают?» — спрашивают западные эксперты, имеющие отношение к подготовке встречи «восьмерки» в Петербурге.“This is insane” – «Они сошли с ума», — утверждают наивные западные наблюдатели, полагающие, что все вышеперечисленное - результат «медвежьих шагов» Кремля, больного идеей «великодержавности» и не понимающего, что создает крайне негативный фон для саммита в июле.
В качестве примера «негативных последствий» «медвежьих шагов» Кремля все чаще приводят скандал с размещением акций (IPO) государственной компании «Роснефть». Дескать, «ребята» собирались выручить с рынка – с продажи акций — 20 млрд долларов, а теперь пришлось зашить карманы до 10 миллиардов. Впрочем, не исключено, что и этого не получится – три ведущие газеты мира и одна инвестиционная компания уже призвали не допустить «продажи активов российского ГУЛАГа», как выразился американский защитник М. Ходорковского.
Собирались? Действительно? Не просчитали имиджевые и юридические риски? Ой-ли? Как говаривал бессмертный Константин Сергеевич Станиславский: «Не верю!». Вроде играют, как учили, а – «не верю!»
Не странно ли, что в то самое время, как российское государство осуществляет политику де-факто национализации энергетических компаний, другой рукой это же самое государство собирается продать, причем на внешнем рынке, как минимум треть пакета «Роснефти»?
А может быть, задача совершенно другая? Не продажа части компании западным инвесторам, а, напротив, легализация пакетов акций, принадлежащих, но пока спрятанных в различных офшорах богданчиковыми, сечиными и прочими. 10 миллиардов долларов – сумма вполне доступная для радетелей особого пути России. Отмыв эти деньги с помощью механизмов IPO и при участии подставных, полуподставных и дружественных LTD и банков, эти самые чиновники станут вполне добропорядочными бизнесменами – причем гражданство какой страны будет проштамповано в их паспортах, дело десятое.
Другой вопрос, что двух лет, оставшихся до президентских выборов 2008 года, для подобной операции – мало.
Так что нет, мы не настолько наивны. Более того, мы знаем, что нашим чекистам в чем–чем, а в «активных мероприятиях» равных нет. Все они понимают. И делают ровно то, что необходимо, дабы поставить В.В. Путина перед фактом: Запад ему не друг, вариант «Тани-Вали» с домом и активами в Лондоне для него-то как раз не просматривается. «Жить и умереть в России», как бы ни мечталось о домике на Сардинии и частной жизни гражданина мира – вот его судьба. 2008 год не конец тяжелой ноши, которую В.В. Путин мечтает сбросить, а лишь начало – начало жизни кремлевского заложника со всеми вытекающими из этого малоприятными последствиями и угрозами.
В политической науке есть такое понятие «exit strategy» — стратегия выхода. Означает оно следующее: рациональный игрок политического рынка обязан предусматривать не только риски, связанные с вхождением на этот рынок, но, что значительно важнее, как он будет с этого рынка уходить. Вот именно этой «стратегии выхода» силовое окружение президента РФ лишило частного гражданина Путина В.В.
Между тем, встреча лидеров ведущих держав мира в Петербурге, да еще под председательством президента РФ, открывала заманчивую перспективу оказаться после 2008 года в клубе богатых, почитаемых и влиятельных отставников: присоединиться к уже ушедшим друзьям Герхарду и Сильвио и составить компанию уходящим в ближайшие годы Джорджу, Жаку и Тони. Не случилось.