Зимние игры на солнечном пляже
Сочи попал в шорт-лист. А Россия как никогда близка к тому, чтобы получить Олимпийские игры. Пускай и зимние, но когда народ бесновался у экранов нынешней зимой, вздувая телевизионщикам рейтинги, кто думал о том, что летняя Олимпиада престижнее? Игры, они и есть Игры! Чуть не сказал «и в Африке». До Африки, пожалуй, не дойдет, но провести зимнюю Олимпиаду у берега теплого моря в субтропиках вполне реально.
Оставим за скобками разговоры о том, нужна ли нам вообще Олимпиада, за чей она счет, какова реальная выгода и будут ли кроме сумасшедших расходов какие-нибудь доходы — на эти тему подробно говорилось, когда Москва претендовала на Игры-2012. Столица проиграла, чего и следовало ожидать, едва бросив взгляд на список конкурентов. Тогда чуть ли не все величайшие города мира претендовали на победу и уже то, что наши попали в пятерку, то есть в тот же шорт-лист, — достижение и объективный потолок для той ситуации.
С Сочами всё иначе. Главное — отсутствие бесспорных фаворитов и великих конкурентов. Потому что большинство претендентов стремились к тому, чтобы просто заявить миру о существовании на карте таких мест. Что могла предложить Алма-Ата? Или Боржоми? Как место для рекламы минералки, срочно нуждающейся в новых рынках сбыта, предложение рассматривать можно. Как место для проведения Олимпиады — не смешите.
И вот после отшелушивания несерьезных предложений, остались трое: Сочи, Зальцбург и корейский город с неизвестным точно названием — то ли Пьонченг, то ли Пхенчон, то ли Пьочан, то ли еще как-то. Его даже и на карте найти не удалось. Между тем, этот поселок предлагает свои услуги на вторые Игры подряд и в прошлый раз уступил Ванкуверу совсем немного. Так что корейцы — это вам не Боржоми, а вполне аргументированное предложение.
Дальнейший ход действий таков. До 10 января города-претенденты высылают в МОК подробнейшие заявочные планы, где отвечают на все вопросы и пишут обо всем, о чем только можно. Затем, по прочтении талмудов, по городам отправится Оценочная комиссия, которая на месте выяснит, что в заявках правда, а что лишь рекламная болтовня. Продлятся визиты до апреля, а в июле 2007 года хозяин Игр-2014 будет назван на сессии МОК.
О шансах Сочи лучше всего сказать «гладко было на бумаге». Нет, теоретически у нас действительно очень привлекательный проект. Интересное и компактное расположение объектов, удивительное природное сочетание, при котором можно и в море купаться, и на лыжах с горы кататься. Есть и всякие забавные находки, придуманные в основном той же командой, что готовила московскую заявку. Но существуют два момента, которые, скорее всего, помешают Сочи победить.
Во-первых, и в главных, психология. Вот как вы думаете, корейцы смогут достойно подготовиться и успешно провести игры? Да никаких сомнений! Денег много, страна спокойная, народ работящий, исполнительный и исключительно дисциплинированный. Им без риска можно поручить любое дело. Австрийцы сильны традицией. Ну где еще проводить Олимпиады, как не в тирольских Альпах? Австрия почти синоним зимнего спорта. Притом что никто не сомневается и в их способности всё организовать и провести без сучка без задоринки.
А вот у русских не лучшая репутация. Не то чтобы по нашей вине когда-то что-то срывалось, но такое ощущение, что в любой момент любое дело МОЖЕТ сорваться. В России всё как-то не слава богу, от нее не знаешь, чего и ждать. К тому же рядом Чечня. И не важно, что в расстояние от Сочи до Чечни вся Австрия поместится и еще кто-нибудь из ее соседей. К нам сейчас относятся без симпатии. И я вас уверяю, что подавляющее большинство членов МОК при голосовании не станут учитывать никакие доклады Оценочной комиссии и прочие относительно объективные показатели. У каждого есть симпатии и личные предпочтения, ими и будут руководствоваться.
Однако непосредственно с российской заявкой тоже не все гладко. Просто потому, что до сих пор все эти изящные находки, фишки и примочки существуют лишь в виде проектов. С одной стороны, это хорошо, поскольку ко времени олимпийские объекты будут абсолютно новыми. А с другой — хотелось бы что-то уже увидеть и потрогать. Планировать и рисовать можно что угодно, а вот построить! Дальше работают те же стереотипы: а можно ли на русских положиться, и могут ли они реально это соорудить?
По той же причине нам не отдали в свое время чемпионат Европы по футболу, когда Россия была самым солидным и, как казалось, самым явным претендентом. Но приехала комиссия, увидела десяток красивейших арен на чертежах и ни одного приличного действующего стадиона.
В Сочи то же самое. Там нет даже аэропорта. Приземляться «оценщикам» придется в Адлере. Но этот аэропорт в ужасающем состоянии, его реконструируют уже лет 20, а толку никакого. Именно здесь потерпел аварию армянский А-320. И пускай прямой вины наземных служб вроде бы нет, но огласку случай приобрел шумную и осадок остался. Ну и как соблазнить гостей нашими красотами, если самолет придется сажать за тридевять земель, в разбомбленном посадочном пункте (иначе не назовешь), а потом везти на автобусе горными тропами? Первое впечатление самое сильное. Вырастут ли после этого российские шансы? Особенно когда все остальное тоже в виртуальном виде.
Поэтому до зимы надо обязательно открыть аэропорт и на каждом из предполагаемых объектов хоть по гвоздю вбить, чтобы не возить комиссию по пустому месту, показывая картинки и масштабные модели из пластика. Короче говоря, я пессимист. Наше место — третье. Причем ориентироваться следует даже не на Зальцбург, а на корейцев. Именно их очень многие считают фаворитами. Остается рассчитывать на то, что выборы олимпийской столицы — тот же спорт, а в спорте иногда побеждают и аутсайдеры.