КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеПо ту сторону баррикады

20 ДЕКАБРЯ 2006 г. ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ
Юлия Галямина
- Значит, в штабе тоже бедлам, - медленно сказал Максим. – Тоже не готовы…
- Как они могут быть готовы? – возразил Зеф. – Одни мечтают уничтожить башни, другие – сохранить башни… Подполье – это тебе не политическая партия, это винегрет, салат с озерными грибками…
(…)
- Грош вам цена, - сказал Максим не удержавшись.
Зеф немедленно вскипел.
- Ну, ты! – гаркнул он. – Полегче! Кто ты такой, чтобы определять нам цену? Откуда ты явился, массаракш, что требуешь от нас того и этого? (Стругацкие. Обитаемый Остров.)

В культовом романе советских диссидентов (и про советских диссидентов) все сказано. Остается сделать несколько ремарок. Итак, о том, как – с моей точки зрения – проявила себя Власть во время митинга 16 декабря, я уже писал. Теперь пару слов о том, что я увидел с другой стороны.

Сразу оговорюсь: весь этот митинг – событие, ясное дело, не исторического масштаба, мягко говоря. Что ж о нем и говорить-то? Но, во-первых, больше как-то ничего не происходит. А во-вторых, даже маленький градусник показывает температуру в большом городе.

Что движение «несогласных» не партия, а винегрет – ясно по определению, по названию. Они сами это охотно подчеркивают, защищаясь от нападок своих сторонников: мы – не согласны с этими прозападными буржуями, мы вместе с ними только ПРОТИВ Путина; мы – не с нацболами, мы вместе с ними только ПРОТИВ Путина.

Такие винегреты возникают только в одной ситуации: когда нет (еще нет/уже нет) структурированных политических партий, когда есть только общий порыв против чего-то (а обычно – против кого-то). Ясно, что завтра волна разлетится брызгами в разные стороны – разлетится, или опрокинув «объект удара», или просто ударившись об этот объект.

Первая аналогия – вовсе не украинская «оранжевая революция», а наша собственная – 1990-1991 год, общепопулистские митинги Ельцина-ДемРоссии.
Впечатление дежа вю усиливается, когда читаешь «резолюции митинга».
И тут – полнейший винегрет. Видно, что все сляпано на коленке, под грохот вертолета сверху, толпы снизу. «Все – всем – сразу – даром». Детям - мороженое, бабе - цветы.
Вернуть деньги (вклады 1991-1992 года), привести тарифы ЖКХ в соответствие с качеством услуг, не повышать тарифы на газ и электричество, коррупционеров под суд, политзэков на свободу, руководство ТВ-каналов в отставку… И тут же, ни к селу ни к городу, что-то про Академию наук и Кадырова – абсолютно частные вопросы. А вот про такую «мелочь», как отмена призыва, в резолюции впопыхах вообще забыли.

В общем, старое популистское меню Ельцина-91: вечные коррупционеры-цены-ТВ-каналы и политзэки… Подобные «долой-лозунги» и «даешь-лозунги» очевидно не рассчитаны ни на что, кроме митинга и выражение общего недовольства – ясно, что об их реализации никто и не думает ни на трибуне, ни в толпе.

Отчасти все это показывает, что ситуация и впрямь похожа.
И это правда: в 2006-м, как и в 1990-м, нет «настоящих» (что это значит, можно долго объяснять, но интуитивно понятно без слов!) партий, нет «настоящей» (то же самое) свободы слова – зато есть настоящая коррупция, безнаказанность верхов и т.д. и т.п. В общем, оригинальное и свежее ощущение: «Тоска смотреть, как мается бедняк и как шутя живется богачу». 66-й сонет Шекспира в переводе Каспарова-Касьянова, списан с перевода Ельцина…
Но разница между Манежной площадью-1990 и Триумфальной-2006 – гигантская.

Первое: в 1990-м лозунги и знамена разворачивали ПО ВЕТРУ, в 2006-м – ПРОТИВ ВЕТРА.
В 1990-м весь этот 100-тысячный рев нарастал и сопровождал ОБВАЛ власти. В 2006-м рева нет, есть – чтобы не обидеть людей, скажем так - «легкий ропот» двух-трех тысяч. И есть вполне себе твердая вертикаль. (Да, эта вертикаль САМА боится. Но Страх, паника и ощущение краха – далеко не одно и то же. Сегодня есть страх Системы, которая прочна… как нефтегазовая труба.)

Собственно, на этом анализ можно кончать: популизм, не имеющий настоящей популярности, - просто фикция. Но у "идущих против" есть два шанса. Один - падение цен на нефть. Второй - расщепление верхушки вертикали, внутренние склоки в Кремле. И то и другое равно не зависят от оппозиции, но интересно, с чем она могла бы встретить свой шанс, если бы он ей все-таки обломился.

Второе. При полной всеядности и популизме Ельцина, у его сторонников все же была общая (пусть крайне размытая) цель. И даже не только отрицательная, но и конструктивная. Долой проклятую номенклатурную икру, раздадим по икринке на каждый трудящийся рот, но плюс к этому: ДАВАЙТЕ ЖИТЬ КАК НА ЗАПАДЕ! И было ясно (казалось ясно!), что для этого делать: частная собственность-рынок-демократия.

Сегодня а) нет НИКАКОЙ общей идеологии у «большевиков» и «либералов», собравшихся вместе, и б) ни у тех, ни у других нет НИКАКОЙ реальной «положительной» ЦЕЛИ, кроме свежих и оригинальных мечтаний о свободе, счастье и изобилии. А главное, нет ни малейших представлений, какими методами можно было бы приблизиться к имеющимся целям. Они могут вместе СТОЯТЬ на трибуне, но ИДТИ им вместе – некуда. Разлохмаченный моток «требований протестующих» никак не объединяет самих протестующих. Причем ситуация несимметричная: сторонникам либералов, по их менталитету, конструктивная цель и методы ее достижения нужны, а для нацболов вполне достаточно крика "Долой!". Что мы на этом митинге и имеем - набор банально-невыполнимых ЛЕВО-популистских заклятий, без малейшего буржуазного привкуса. В этом смысле он (набор) даже по-своему логичен. Только – при чем тут Касьянов? При чем Каспаров - или он вообще (извините, Бога ради!) ни при чем? При чем Хакамада, выступающая ПРОТИВ введения налога «на роскошь»?

ВСЕ лозунги этого митинга куда органичнее смотрелись бы на том же «Русском марше» - как и нацболы недурно выглядели бы в одной колонне с «националистами просто». Но нацболы с либералами… Что их объединит? «Защитим свободу так: Сталин-Берия-Гулаг» - такой общий слоган, что ли?

А вот ДемРоссия 1990-91-го ну никак НЕ монтировалась с «Памятью» (той самой «Памятью», которую принял кандидат в политбюро Ельцин – но от которой отвернулся вождь оппозиции Ельцин).
Что ж – увы, все логично.

1990-1991-й – в России (по крайней мере, в Москве и Ленинграде) сильны ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ И ПРОЗАПАДНЫЕ настроения.
2006-й – в России сильны НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЕ настроения. Есть и «желание демократии» (куда менее массовое, чем национализм, но оно несомненно – есть). Все остальное – общий популизм, нелюбовь к «чиновникам-взяточникам» и т.д. было, есть, будет ВСЕГДА. Это не отражает СПЕЦИФИКУ времени.
А прозападно-демократические настроения (тогда) и националистически-демократические (сегодня) – отражают.

Посему ветер времени клонил тогда популиста Ельцина в сторону западной демократии. А сегодня национал-популизм берет реванш: ветер времени толкает либералов (Касьянов-Хакамада-Рыжков) в сторону хоть какого-то компромисса с соответствующими настроениями. Они, бедняги, пытаются как-то извернуться спиной к этому, национал-популистскому, ветру, но даже если уцепиться за руку Лимонова - не поможет. ЭТОТ ветер неизбежно вынесет из политического поля «либералов» и либералов… Как ни крутись, а это – НЕ ИХ ветер. Увы…

Либералы – чужие на ЭТОМ празднике непослушания.
Русский политический ландшафт – любовный треугольник. Левые популисты (нацболы, «Трудовая Россия») – ОМОН с ротвейлерами (и «ЕР» с "Роснефтью" за спиной) – национал-популисты «Русского марша».
«А меж ними, /с парой заплаканных щечек - /меньшевичочек».





Обсудить "По ту сторону баррикады" на форуме
Версия для печати