Пришло время показательных процессов?
Официальный представитель Генеральной прокуратуры сообщила, что это ведомство, отвечающее за расследование особо важных дел, получило сведения, указывающие «на связь между уголовным делом Литвиненко и делом по обвинению ряда руководящих сотрудников ЮКОСа в совершении преступлений против жизни и здоровья граждан".
Заявление это было сделано после того, как была предпринята попытка силами Интерпола задержать в США для дальнейшей экстрадиции в Россию Леонида Невзлина, одного из ключевых руководителей ЮКОСа, а Михаил Ходорковский и Платон Лебедев отказались давать показания по новому делу об отмывании денег.
Возможно, кому-то покажется, что самый интересный теперь вопрос, внемлют ли органы юстиции США заявлениям Генпрокуратуры и будет ли Невзлин арестован и препровожден в Отечество.
Мне, однако, представляется, что вопрос дня совершенно другой. А именно, как эту версию будут доказывать российские правоохранители?
Замечу, что на протяжении последнего месяца близкие к Кремлю средства массовой информации, особенно те, где редакционной работой руководят откомандированные сотрудники разведки или контрразведки – разница не велика, приложили максимум усилий, дабы сограждане поверили в то, что убийцами А. Литвиненко и возможным отравлением Е. Гайдара руководил не кто иной, как Б.А. Березовский. Добились некоторого успеха: по данным аналитического центра Юрия Левады, 20 процентов опрошенных сограждан считают, что за убийством Литвиненко стоят его бывшие деловые партнеры, 15 процентов – Б.А. Березовский, 10 процентов – его бывшие коллеги по КГБ, работники спецслужб.
Успех пропагандистской работы налицо. И в этот момент старая версия отбрасывается и появляется новая: Леонид Невзлин.
Пусть - и скорее всего - эта версия и предназначена исключительно для внутреннего употребления. В любом случае, гражданам придется предоставить какие-то доказательства, предъявить свидетелей, сослаться на соучастников. Даже во времена сталинских показательных процессов требовались «документы германской разведки», «покаяния» подельщиков, признательные показания главных обвиняемых.
Что – предъявят? Кого выберут на роль свидетеля/свидетелей? Какие инструменты, средства будут введены в действие, дабы заставить забыть об уже худо-бедно раскрученных персонажах на роль «темных сил», действующих против Кремля, и заставить поверить в новых?
Интересно, а собрания в рабочих коллективах – будут? А гневные декламации на телеэкранах – «как мать вам говорю и как женщина, я требую их к ответу» - услышим? Кого изберут на роль гамсахурдий и павловских, кто признает вину, деятельно раскается и осудит своих бывших товарищей по оружию, призовет к компромиссу с властью?
Если вы полагаете, что я иронизирую, так нет. Напротив, я опасаюсь, что «темные силы» внутри Кремля совершенно отвязались, потеряв всякое представление о реальности, готовы идти во все тяжкие. Мне бы очень хотелось думать, что я ошибаюсь. Собственно, для всех для нас и для страны в целом совершенно необходимо, чтобы нынешнее развитие событий оказалось не более чем дурным сном.
Леонида Невзлина не выдадут. Экстрадиции Березовского не случится. Но доказывать, что это не очередное помешательство официальных лиц из Генеральной прокуратуры и их кураторов из Кремля – будут – могут – доказывать нам. Тем, кто живет в России.