КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеНовый русский символизм

16 ФЕВРАЛЯ 2007 г. АЛЕКСАНДР ОСОВЦОВ
teachpol.tcnj.edu
Давно известно, что порой символы воспринимаются не менее, а то и более остро, чем смыслы. В России это иногда проявляется сильнее, чем в других местах. Чего стоят хотя бы многолетние споры о судьбах тела Ленина и памятника Дзержинскому – а, казалось бы, сколько существует гораздо более актуальных проблем. Взять, например, вопрос согласованности действий различных структур российской власти. В том числе и тогда, когда она пытается создавать новые смыслы, к чему постоянно призывает В. Сурков, или хотя бы просто символы.

Переходя от слов к делу, творец кремлевских смыслов тут недавно обозначил не просто символ, а прямо-таки воплощенный критерий успешно функционирующей демократии. Символом оказался Ф.Д. Рузвельт, критерием – его политика. Отдавая должное великому американскому лидеру, я не являюсь горячим его поклонником, поэтому аллюзий Суркова, Павловского и пр. на тему Рузвельта и Путина анализировать не собираюсь. Тем более что главный, на мой взгляд, символ пришел, откуда и вовсе не ждали.

Из ведомства Зурабова. По сообщениям прессы, там составили список заболеваний, с которыми люди не могут поступать на государственную службу. Список насчитывает более 70 пунктов, в том числе такие распространенные, к сожалению, сегодня болезни, как диабет. Самого списка я не видел, поэтому не знаю, по скольким позициям не может быть принят сегодня в России на госслужбу инвалид-колясочник Рузвельт. Вот такой получился символ несовпадения смыслов у двух известнейших бюрократов.

Список, конечно, можно подкорректировать. В том числе и так, чтобы Рузвельта могли принять на работу в какой-нибудь департамент, а Бетховена в какой-нибудь из президентских оркестров. Но символ уже появился. И не один.

Крайне символичным был сам по себе блокаут в Сочи. Именно в те дни, когда в Швейцарию поступила заявочная книга города — претендента на проведение зимней Олимпиады-2014, в этом самом городе не стало света, тепла, прекратил работу аэропорт и т.д. Олимпиада, напомню, зимняя, и в период с мая по сентябрь в Сочи ее провести вряд ли получится. Но мне кажется, главный символ родился чуть позже, тогда, когда некий чиновник заявил, что случившееся не повлияет на шансы Сочи получить Олимпиаду.

Угадайте, почему? Ясно, не потому, что аварию удалось сколько-нибудь быстро ликвидировать. И не потому, что к зиме 2013-14-го проблема энергоснабжения Сочи будет решена. А потому, что о возможности подобного податели заявки предупредили Международный Олимпийский комитет заранее. Если это правда, то повлиять на наши шансы действительно не может ничто. Очевидно, что, оказавшись зимой без тепла и света, в фактической транспортной блокаде, десятки тысяч спортсменов, тренеров, арбитров, туристов и др. будут чувствовать себя легко и комфортно, потому что их заранее обо всем предупредили. Сразу вспоминается старый анекдот про начальника тюрьмы, который любил приговаривать: «У нас, конечно, очень плохо, но ведь мы никого к себе и не приглашаем». Очень надеюсь, что этот символ не превратится в действительность. Еще лучше было бы, если бы оказалось, что выступавший просто неудачно сформулировал свою мысль. Но символ того, что уже не только нас с вами, но и членов МОК принимают за идиотов, получился просто роскошным.

Вообще от этого спорта в последние дни сплошные неприятности. И особенно – от футбола, причем все из Голландии. Мало нам 1:4 от их сборной, они еще пытаются нас заставить снова искать тренера для нашей. Да еще с какой мерзкой подковыркой! Кроме того, что их голландский суд грозит нашему Хиддинку тюрьмой, его еще и обвинили в неуплате налогов. Ради пущего издевательства остается только предъявить второе обвинение – в отмывании и легализации. Тогда круг замкнется, и любимый тренер будет неотличим от ненавистного олигарха. А тут еще, его, Хиддинка, адвокаты стали вдруг признавать вину своего клиента. Или действительно Гус не платил налогов, или, может быть, адвокаты узнали, как обходятся с их коллегами в России, и решили не искушать судьбу. Символ, конечно, получился немного громоздкий, но зато трагедия явно перешла в фарс.

Конечно, не осталось в стороне и высшее руководство. В рамках визита президента Путина в Саудовскую Аравию глава ОАО «РЖД» и по совместительству один из кандидатов в преемники В. Якунин публично анализировал контракт, предложенный России компанией, название которой само по себе – символ лучше некуда. Называется фирма просто и скромно – «бен Ладен». И никаких совпадений и однофамильцев – это тот самый из этой семейной фирмы. Жаль, во время визита не успели подписать. После мюнхенской речи Путина какой бы путч, то есть символ, получился. Ну, надеюсь, еще подпишут. Представляете – контракт «Путин – бен Ладан»? Такому символу дать пропасть просто грех.

К сожалению, все это вместе взятое и многое другое, подобное, уже не символ. Это все – наша реальность. И, как стало понятно еще в 1980 году, ее никакой Олимпиадой не изменишь.
Обсудить "Новый русский символизм" на форуме
Версия для печати