КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В Кремле«Ярмо с гремушками да бич»

3 МАРТА 2007 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
Михаил Златковский/zlatkovsky.ru
Разговоры о том, что политика – дело циничное, давно стали общим местом. Но цинизм цинизму рознь. Не так давно один знакомый политтехнолог на мой аккуратный вопрос: а нельзя ли было решить проблему как-то иначе, не уничтожая человека, не разрушая его бизнес, посмотрел на меня удивленно и ответил, что в принципе, наверное, можно было, но поскольку справедливости все равно нет, то какая разница?

Не могу сказать, что я готов оправдывать такой подход к жизни и профессии. Однако одно дело, когда его демонстрирует отдельно взятый человек и совсем другое, когда подобное отношение к окружающему миру берется в основу внутренней политики государства и становится повседневной практикой. А именно это сегодня происходит в России. На минувшей неделе наша власть нашла несколько удачных поводов, чтобы в очередной раз вытереть ноги о свой народ. Прежде всего, я имею в виду новые инициативы Юрия Лужкова по ужесточению законодательства, регулирующего митинговую активность граждан.

Свое желание усовершенствовать федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», который и так вполне драконовский, сотрудники мэрии объясняют просто. Дескать, Москва город уникальный, со своими особенностями и отличиями от других населенных пунктов России. Например, в раздел, в котором запрещается проводить подобного рода мероприятия вблизи судов, исправительных учреждений, путепроводов, нефтепроводов и резиденций президента, Лужков предлагает внести дивное дополнение. Если Мосгордума согласится с инициативами мэра, то митинги и шествия нельзя будет проводить и «вблизи памятников истории и культуры».

Как вам такое нововведение, уважаемые москвичи и гости столицы? То есть протестовать против подобных мер вам теперь придется где-нибудь на пустырях в Лианозово или Марьино. Потому что в центре Москвы разрушены еще далеко не все памятники истории и культуры, и их вполне достаточно для того, чтобы мотивированно отказать вам в столь ненавидимых властями формах волеизъявления как митинг или шествие. «Это противоречит Конституции нашей страны!», — готовы возопить вы. Возопили? Легче стало? А кому какое дело, позвольте спросить, до этого архаичного документа, когда на носу разные выборы? «Это же форменное издевательство!» — не унимаетесь вы. «Да отстаньте, ради Бога, — отвечают из мэрии, — не мешайте работать. Надо будет, мы еще что-нибудь придумаем».

И придумают, можете не сомневаться. Ведь если не пытаться ограничить собственную фантазию и продолжать двигаться выбранным курсом, то почему бы, например, не запретить митинги на асфальтированных покрытиях. Ну чтобы они не портились. Или не ввести ограничения по временам года. То есть зимой — никаких массовых мероприятий на открытом воздухе. Зимой же бывает холодно в наших широтах, люди могут получить обморожения или заболеть ангиной.

Вот это издевательство над собственным народом, грубое попрание его исконных прав и есть проявление государственного цинизма в самой отвратительной форме. Только не надо думать, что подобное отношение к гражданам присуще только московским властям. А как вам, уважаемые читатели, история с проведением в Грозном конференции на тему «Соблюдение прав человека в Чечне»? Идею с форумом поддержал главный поборник прав человека в этой кавказской республике, ее будущий президент Рамзан Кадыров. Правда, независимые эксперты констатируют у этого борца за гуманитарные ценности наличие некоторых людоедских наклонностей, ну так это – сущие пустяки. А то, что на мероприятие отказалось приехать подавляющее большинство российских правозащитников, только в очередной раз демонстрирует их ангажированность. Основная-то наша правозащитница, председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Панфилова приехала, не побрезговала. Справедливости ради заметим, что Элле Александровне поздно уже чем-то брезговать. Ей уже давно все божья роса.

Обсудить "«Ярмо с гремушками да бич»" на форуме
Версия для печати