КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеПро любовь народа к партии (читая Николая Сванидзе)

23 МАРТА 2007 г. АЛЕКСАНДР РЫКЛИН
news.bbc.co.uk/police-club.ru
С подачи братьев-славян в России заговорили про люстрацию. Чисто гипотетически примерили на себя, поухмылялись и поняли, что не наш размерчик. Дескать, смешные ребята эти поляки: вздумали ворошить историю и по результатам этого ворошения — очистившись от скверны —совершить скачок в светлое европейское будущее.

На страницах «ЕЖ» Николай Сванидзе уверяет нас, что люстрация в России в принципе невозможна, потому как народ не позволит возводить хулу на тех, с кем связывает и свои самые сокровенные воспоминания о былом величии нации, и надежды на лучшую жизнь. Другими словами, любит у нас народ кагэбешников, а, стало быть, и говорить тут не о чем.

Отчасти соглашусь с Николаем Карловичем – люстрация по принципу принадлежности к КГБ мне тоже не кажется актуальной для сегодняшней России. Мы же не какие-нибудь поляки или там, скажем, чехи, которые, пустив однажды свой локомотив по демократическим рельсам, старались на протяжении всех этих лет придерживаться магистрального пути. Мы за последние годы успели столько всего наворотить, что доносы Сергея Ильича на Максима Викторовича от 1978 года о том, что тот на каждом углу рассказывает антисоветские анекдоты, кажутся нам детскими шалостями. И прежде всего потому, что Сергей Ильич, бросив писать доносы, начал крышевать нефтянку, отстреливать конкурентов, отбирать чужой бизнес, ставить своих людишек на нужные места, покупать партии и политиков, развязывать войны, контролировать суды. Научился лоббировать свои интересы в Думе и президентской Администрации. И все это, замечу, под покровительством и с благословения нашей высшей власти. Он, собственно, и стал этой высшей властью. Словом, разбираться в ближайшее время нам предстоит не с далеким романтическим прошлым, а с суровым настоящим.

Теперь к вопросу о любви народа к КГБ или, говоря прямо, к нынешней политической элите России… По мнению г-на Сванидзе, именно благодаря этому светлому чувству нами сегодня правят те, кто правит. То есть не было никакого заговора, а просто волны народной любви вознесли Путина В.В. на вершину вертикали, ну а он уже подтянул и остальных своих соратников по старым делам – питерским, немецким, – взяв их под сень своей лучезарной славы.

Заговора никакого, положим, действительно не было. (Хотя что считать заговором?) А вот что касается исторической предопределенности, обусловленной общим настроем родного народонаселения, то такое объяснение кажется мне чудовищной натяжкой. Удобной, конечно, но от этого — не менее надуманной.

Что-то не припомню я в 1999 году массовых народных выступлений под лозунгами «Хотим чекистов в начальники!» и «ФСБ спасет мир». Да, на фоне разных бед, прежде всего чеченских, неизбывная российская тоска по так называемой твердой руке сыграла важнейшую роль в определении стратегии по сохранению власти. Но правящей элите эта якобы твердая рука (на самом деле — протез, конечно) нужна была только для того, чтобы, заручившись народной поддержкой, не допустить к кормушке клан Примакова-Лужкова. И она добилась того, чего хотела, а взрывы домов, вторая Чеченская война стали необходимой составной частью этой стратегии. Человек выбирался не по принципу принадлежности к тому или иному ведомству, а исходя из чисто практических соображений – сможет он воплотить в жизнь задуманное или нет. Тогда Волошин с Юмашевым решили, что Путин сможет. И, кстати, не ошиблись.

Утверждать это можно хотя бы потому, что ребята эти до сих пор оказывают значительное влияние на внутриполитическую ситуацию в России, навязывают Путину своего преемника. Правда, сегодня они играют роль хороших следователей, либеральных. Сегодня на повестке дня другие задачи: плавное — вхождение в цивилизованное мировое сообщество, которое позволило бы сохранить все завоевания последних восьми лет. И не просто сохранить, но и тратить эти завоевания по всему миру, не опасаясь преследования со стороны правоохранительных органов разных стран.

Вот и все. А народ тут совершенно ни при чем. Тем более – его любовь.


Обсудить "Про любовь народа к партии (читая Николая Сванидзе)" на форуме
Версия для печати