Умер Борис Ельцин
Сегодня скончался первый президент России Борис Ельцин, сообщила пресс-служба Кремля. Последнее время слухи об ухудшении здоровья Ельцина появлялись постоянно: в середине марта говорили о том, что он находится в состоянии клинической смерти. Подробностей происшедшего сегодня не сообщают - говорят, внезапная остановка сердца. Ему было 76 лет, и о том, как плохо он выглядит, вся страна судачила еще 8 лет назад. Он был и останется в памяти фигурой противоречивой, желающие бросить в него камень еще долго не переведутся. И все же от таких смертей немного не по себе: ушел век, уходят люди, остается история. И никуда не деться от простого факта - этот человек был символом перемен, произошедших в России.
Елена Георгиевна Боннэр: С ним вместе пришла наша свобода
Очень грустно! Как бы ни противоречиво было время Ельцина, и то, что он оставил после себя преемника, тем самым разрушив тот неформальный механизм выбора (формально его разрушило уже путинское правление) - это, конечно, его большой грех, но… СПАСИБО Ельцину. С ним вместе пришла наша свобода. Я бы сказала, что и Горбачев, и Ельцин дали совершенно неимоверный толчок развитию. Я не про хозяйство говорю, не про миллиарды у кого-то там, а про наше новое духовное развитие. Во-первых, я приношу глубокие соболезнования Наине Иосифовне, с которой я была хорошо знакома. С Ельциным мне тоже приходилось общаться, но мало. С Наиной Иосифовной много. И я считаю, что за то, что начал очень неуверенно делать Горбачев, а потом уверенно, но по-медвежьи Ельцин, он заслуживает все-таки благодарности!
Борис Немцов: Ельцин войдет в историю как человек, который пытался раскрепостить Россию и освободить ее
Ельцин дал мне и миллионам соотечественников свободу и возможность себя реализовать. Ельцин был категорическим противником цензуры, он был за свободную печать. Умел терпеть критику. Не трогал оппозицию, в России была реальная политическая конкуренция. Ельцин был сторонником развития регионов и был федералист. Он был за развитие местных селений, и местное самоуправление при Ельцине стало возрождаться. Он был против бюрократического вмешательства в экономику, и при нем развивалась частная инициатива. Он войдет в историю, безусловно, как человек, который пытался раскрепостить Россию и освободить ее. По иронии судьбы его преемник уничтожает все его завоевания – все до единого. Вместо свободы - цензура, вместо федерализма - назначенные губернаторы, вместо самоуправления - совершенно опустошенные в финансовом отношении города. Вместо многопартийности и политической конкуренции - всевластие Кремля. Вместо интеграции в мир – политическая мировая изоляция России. Его смерть – это, конечно, очень печальный факт, но лучшая память о нем будет, если мы вернем свободу в Россию. Он войдет в историю со знаком "плюс" – лично у меня никаких сомнений в этом нет.
Владимир Буковский: Ельцин сделал две великие вещи
О Ельцине сложно говорить кратко, он был противоречивым человеком, сделавшим для страны много дурного и много хорошего. В нем до конца сохранялся партийный аппаратчик, но в нем действительно возник демократ. И он все время метался между этими двумя состояниями. Он упустил много возможностей, но он сделал две великие вещи: запретил КПСС и распустил Советский Союз. И этого история ему никогда не забудет.
Владимир Рыжков: При нем страна, действительно, была свободной
Конечно, сейчас критики Ельцина начнут вспоминать и припоминать ему и войну в Чечне; и пристрастие к спиртному; и большую роль семьи, особенно, в последние годы его президентства; и тесные связи семьи с олигархами; и вообще сам факт, что олигархи возникли при нем; и развал Советского Союза; и огромный экономический спад, социальный хаос и гиперинфляцию. Все это ему припомнят.
Но сегодня, когда он ушел от нас, я вспоминаю совершенно другое. Я вспоминаю, что Борис Николаевич никогда не разгонял митинги оппозиции с дубинками и не арестовывал молодых ребятишек за то, что они кричали: «Банду Ельцина под суд!». Эти митинги проходили по стране, эти лозунги поднимались, но никогда власть в лице Ельцина не избивала людей и не устраивала массовых арестов только за то, что они критиковали первое лицо государства. Я вспоминаю, что Борис Николаевич Ельцин никогда не преследовал журналистов за их работу, и именно при Ельцине наше телевидение было, наверное, лучшим телевидением в мире: самым свободным, открытым для всех точек зрения, дискуссионным. И тогда нам завидовали и брали с нас пример. Достаточно сравнить "Кремль ТВ", который мы имеем сегодня, с тем, что было тогда. Я вспоминаю, что Борис Николаевич никогда не преследовал своих политических врагов и оппонентов. И люди, которые в 93 году кричали с балкона Белого дома, что Ельцина нужно арестовать и посадить в тюрьму - Руцкой, Хазбулатов и другие, - они позже спокойно избирались губернаторами, становились профессорами, возглавляли думские комитеты и никогда не подвергались преследованию.
Я с ним неоднократно встречался лично. В том числе, и когда он приходил в Государственную думу. У меня осталось впечатление огромной мощи этого человека.. Он был гигантский – два метра, широкие плечи, седые волосы. И когда он входил в помещение, он производил невероятное впечатление. Настоящий титан - и как политик, и как человек. У него, конечно, была удивительная судьба: из семьи репрессированных, сделал карьеру, получил образование, сначала в строительной области, потом стал первым секретарем крупнейшего уральского обкома, потом ворвался в Москву как смерчь. Потом его незабываемая борьба с ЦК, победа на выборах в Верховный совет, когда практически все москвичи, кто был жив и смог дойти до участка, проголосовали за него. Он возглавил Верховный совет и стал президентом. Совершенно удивительная судьба.
Я хочу напомнить, что он амнистировал своих противников по событиям осени 93-го года – никто из них не пострадал, и все они вернулись в активную политическую жизнь, все были допущены до выборов. В том числе, те же коммунисты. При нем страна, действительно, была свободной, и выборы были свободными - все партии легко регистрировались и легко участвовали в выборах. И выборы отражали реальное соотношение сил. И парламент – немыслимая, по нынешним временам, вещь - был местом для дискуссий. И даже бывали времена, когда у Бориса Николаевича в парламенте не было большинства, а большинство было у оппозиции. В целом, при всей своей противоречивости и всех ошибках он войдет в историю как выдающийся российский деятель, как демократ и реформатор, вклад которого в русскую историю еще будет оценен и, я уверен, что положительно.
Евгений Ясин: Он брал ответственность на себя
Борис Ельцин сыграл в моей жизни, как и в жизни большинства российских граждан огромную роль. При нем страна стала другой. Главная добродетель государственного деятеля – это способность принимать ответственность на себя, принимать решения, которые требует обстановка, не откладывая их и не стремясь переложить ответственность на других. Борис Николаевич Ельцин обладал этой добродетелью. Он далеко не всегда работал с одинаковым напряжением, мы это хорошо знаем. Порой был нездоров, «работал с документами»… Все было, но в тот момент, когда страна оказывалась в трудной ситуации, когда нужно было принять решение, он, опираясь на свою интуицию, делал выбор. И это были самые важные решения, которые надолго, на многие годы, а, скорее всего, всегда будут определять развитие нашего общества.
Не секрет, что Ельцин не пользуется большой популярностью сегодня в народе. Многие верят тому, что он развалил страну и что при нем захватили власть олигархи. Наверное, в этих утверждениях есть некоторая доля правды, но они не описывают суть событии. Главное из этих событий, на мой взгляд, это переход от плановой экономики к рыночной. Главное - это реформы, которые Борис Николаевич решился поручить молодым реформаторам.
Во-вторых, Ельцин принял решение о ликвидации СССР, которую сейчас принято считать величайшей катастрофой 20-го века. Однако нужно иметь в виду, что СССР, пусть с известными особенностями, но оставался последней империей в мире. И сохранение ее было неподъемной обузой для страны и народа. На долю Ельцина выпало это решение, и можно представить, каким трудным оно для него было! Версия о том, что Ельцин пошел на развал Союза лишь для того, чтобы забрать власть у Горбачева, противоестественна. Главное то, что разговора с Кравчуком он понял, что Украина свое решение уже приняла и если так, то нужно было делать выводы и о судьбе Союза в целом. И он это решение тоже принял. Мы еще не осознали всех последствий того обстоятельства, что в результате этого решения Россия, как и большинство стран современного мира, стала национальным государством, государством, прежде всего, русского народа, а вместе с тем и многонациональным государством, которое ему пришлось строить так, чтобы все народы в этой стране могли жить вместе.
И, наконец, было еще одно, исключительно важное событие, схватка между реформами и демократией в октябре 1993 года. Теперь и демократы и коммунисты, все обвиняют Ельцина за то, что он отдал приказ стрелять по Белому дому. И в этом тоже есть доля правды. Но в тоже время это как раз тот случай, когда нужно было делать тяжелый выбор. Вопрос не в том, будет власть у Ельцина или у Хазбуллатова, вопрос был в том, добиваться победы реформ или пойти на поводу у советской бюрократии. И, в конце концов, Ельцин выбрал реформы. Потому что демократия без рыночных реформ, без проросшего среднего класса, без социально-экономической базы все равно не могла бы укорениться.
В чем бы не обвиняли первого президента России, сохранение демократических завоеваний составило важную черту правления Ельцина, и он никогда не покушался на самые важные права и свободы своих граждан.
Гарри Каспаров: Удержаться у последней черты
Люди, которые в переломные моменты истории находятся у руля государственной власти, неизбежно принимают неоднозначные решения. Масштаб задачи, стоявшей перед Борисом Ельциным, был не по силам никому.
Многие критикуют Ельцина за развал экономики в 1991-93 гг. Они исходят из того, что были какие-то рецепты решения проблем, которыми он сознательно не воспользовался. Это неправда.
Борис Ельцин больше, чем кто-либо другой, был соткан из противоречий.
С одной стороны – свободные выборы. С другой стороны – назначение преемника и благословление пресловутого административного ресурса.
С одной стороны – знаменитое «берите суверенитета, сколько проглотите», с другой – бессмысленная и кровопролитная чеченская война. С одной стороны – теперь уже основательно забытая «борьба с привилегиями», с другой – олигархический капитализм и раскол страны на богатых и бедных.
Но есть особенная черта, которая отводит Борису Ельцину уникальное место во всей российской истории, – это отказ от преследований и тем более от уничтожения побежденных политических оппонентов. И в 1991-м, и в 1993-м первый президент России проявил непонятное многим его сторонникам снисхождение.
Указ N 1400 и последующие за этим эпизоды гражданской войны в октябре 93-го – это, конечно, черная страница в современной российской истории. Однако надо признать: победа Верховного Совета, несомненно, закончилась бы кровавой чисткой. Ельцин же нашел в себе силы остановить маховик гражданского противостояния. Проигравшая сторона в конечном счете стала частью политического процесса.
И сегодня именно эта часть наследия Ельцина наиболее актуальна. Большинство слов, сказанных в эти дни о первом президенте России, – это прямая или косвенная критика нынешнего положения дел. Из многообразного и противоречивого наследия Ельцина его преемник в совершенстве развил лишь тенденцию олигархического авторитаризма. Удержаться у последней черты, найти путь к гражданскому согласию, признать, что все силы в обществе имеют право решать судьбу нашей страны, – вот чего мы ждем от российской власти сегодня.