КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеУспехи и неудачи политической косметики

31 АВГУСТА 2007 г. АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК

yuga.comКремлевские политтехнологи и имиджмейкеры не оставляют забот об улучшении имиджа России за рубежом. Подобно даме, не экономящей на косметике, Кремль решил не скупиться на внешний облик России. Соблазнить никого, может быть, и не удастся, но есть надежда быть допущенным в приличное общество. Особенно, если над скорбным обликом поработают заморские визажисты.

В прошлом году перед встречей «большой восьмерки» в Петербурге для улучшения российского имиджа за рубежом была нанята международная компания «Кечум». Считается, что эксперимент прошел удачно. Проведена хорошая кампания, потрачены хорошие деньги. Правда, работа имиджмейкеров была смазана массовыми превентивными задержаниями оппозиционеров, о чем вредная независимая пресса раструбила по всему миру, но тут уж претензии не к компании «Кечум», а совсем к другому ведомству.

25 августа официальный представитель МИДа Михаил Камынин в интервью газете «Труд» объявил, что «репутация нынешней России заработана в немалой степени в советские времена». Конечно, Камынин имел ввиду не ГУЛАГ, диктат КПСС, преследования диссидентов, военную экспансию и стратегические ракеты. Он подразумевал положительную составляющую репутации – балет, спорт, космос и победу над Гитлером.

«В каком-то смысле сейчас мы этот бренд проедаем», — сказал Камынин. В то же время он обеспокоен «ужесточением антироссийской риторики в ряде западных печатных изданий». По его мнению, это вызвано тем, что «далеко не всем в мире хочется иметь дело с самостоятельной, динамично развивающейся Россией».

Найти недругов, завидующих России, – занятие для нас привычное. Списать на происки врагов собственные неудачи – дело нехитрое, и заранее можно сказать, что у значительной части общества оно встретит полное понимание. Однако надо либо самозабвенно верить во всемогущую силу пропаганды, либо считать всех малыми детьми, чтобы искренне рассчитывать на чудодейственный успех подобных пиар-кампаний.

Можно потратить миллиарды долларов на попытки улучшить имидж России, но все это будет перечеркнуто такими событиями, как суд над Ходорковским, убийство Политковской или даже простой фразой президента Путина о подлодке «Курск»: «Она утонула». Репутация и образ России складываются, прежде всего, из событий, а не из того, как их преподносят нанятые Кремлем комментаторы.

В том же интервью М. Камынин не удержался: «…немалая часть жесткой критики России там появляется из-под пера нашей оппозиции, которая в своих политических целях не гнушается порой переступать элементарные этические нормы. Откуда это странное и унизительное стремление приносить в жертву интересы своей страны ради личной выгоды?». О каком положительном образе страны можно говорить, если официальный представитель власти так отзывается об оппозиции, которая в нормальных демократических странах считается необходимой составляющей здоровой политической жизни?

Желание казаться хорошим, а не быть таковым на самом деле, выглядит очень наивным и детским. Попытки сделать хорошую рекламу дурному товару мало кого убедят. Особенно, если и рекламу сделать хорошей не получается, как во время встречи Владимира Путина с губернатором Краснодарского края Александром Ткачевым и мэром Сочи Виктором Колодяжным в минувшую пятницу. Желая потрафить сочинским жителям и произвести впечатление на российское общество своей заботой о «простых людях», президент Путин заявил: «Что касается сноса незаконного жилья, нужно очень аккуратно к этому подходить. Что такое законно, что незаконно – надо еще разобраться. Очень легко людей уличить в нарушении каких-то прежних правил, но я вас прошу подходить к решению этих вопросов не формально, а договариваться с людьми, удовлетворять их потребности». На этом бы и остановиться, но инерция командного стиля сильнее правил рекламы. «Все законные требования граждан должны быть удовлетворены», — добавил Путин, как бы забыв о том, что с законами тут полная неразбериха («надо еще разобраться») и имея в виду, что «незаконные» требования удовлетворению не подлежат. Разумеется, Ткачев и Колодяжный с сочинскими жителями разберутся, да так, что последним мало не покажется.

А улучшение и без того не безупречного имиджа президента опять дало сбой. Вот и остается компенсировать рекламные неудачи по улучшению своего и государственного имиджа легким стриптизом на фоне дикой природы. Хорошо еще, если примеру президента не последуют его подчиненные и соратники, особенно из числа депутатов Федерального Собрания и губернаторов крупных городов.

 

Обсудить "Успехи и неудачи политической косметики" на форуме
Версия для печати