Министры и семьи
Новый состав правительства России мало отличается от старого – кабинет претерпел очередную тонкую настройку. Никаких серьезных структурных реорганизаций не произошло, хотя создание рыболовного и молодежного комитетов может стать началом более существенных процессов. Впрочем, нынешний состав кабинета министров вряд ли в неизменном виде просуществует до президентских выборов – новые отставки могут произойти после парламентских выборов.
То, что Кудрин станет вице-премьером, можно было угадать по внешне незначительному кадровому решению - Татьяна Кулькина, последние семь лет проработавшая в его аппарате, была на прошлой неделе назначена помощником Виктора Зубкова и, видимо, будет заниматься в его аппарате финансово-экономическими вопросами. Вице-премьерство Кудрина – знак того, что макроэкономическая политика правительства остается неизменной, а многочисленным лоббистам не дадут возможности «распатронить» Стабфонд на безумные проекты.
Еще один знак для рынка и инвесторов – обстоятельства отставки Германа Грефа. Ее ждали давно, но казалось, что она произойдет после президентских выборов, и Греф, таким образом, отработает в правительстве два полных путинских срока. Не получилось. Позволю выдвинуть версию, объясняющую его уход. Тогда как Владимир Путин всерьез думает о преемнике, то и Грефу на своем уровне было принципиально важно, чтобы МЭРТ возглавил его протеже, а не какой-нибудь крепкий хозяйственник советской школы – и это ему удалось. Поэтому отставка Грефа - из разряда тех, которые имеют парадоксальный оттенок определенного аппаратного успеха. Разумеется, инвесторы будут довольны и назначением признанной «рыночницы» Эльвиры Набиуллиной, в прошлом аспирантки Евгения Ясина, а ныне супруги Ярослава Кузьминова, ректора самого модернизаторского российского вуза - Высшей школы экономики.
Вопрос о преемничестве в отдельных министерствах стоит весьма остро. Напомним, что Сергею Иванову не удалось в феврале провести своего человека на пост министра обороны. Сейчас же, когда Анатолий Сердюков подал заявление об уходе в связи с назначением премьером своего тестя, в СМИ в качестве кандидатов на его должность стали называть администраторов, назначенных на свои посты еще при Иванове, – Юрия Балуевского и Николая Панкова. Однако президент подтвердил полномочия Сердюкова, что можно считать существенным успехом Зубкова, показавшего, что как глава правительства он обладает куда большими ресурсами, чем его сугубо технический предшественник. Впрочем, эти ресурсы имеют и свой ограничитель – как и Фрадкову, Зубкову не удалось добиться назначения своего человека на пост руководителя аппарата кабинета министров (этот пост сохранил Сергей Нарышкин).
Новое правительство вообще является самым «семейственным» за всю современную российскую историю (в царской России к этому относились проще – так премьер Столыпин в 1910 году провел мужа сестры своей жены Сазонова на пост главы МИДа). Пост министра здравоохранения и социального развития заняла Татьяна Голикова, известная не только как основной автор нескольких последних федеральных бюджетов (в качестве заместителя Алексея Кудрина), но и как супруга министра промышленности и энергетики Виктора Христенко. Впрочем, российское население, которое к семейственности в верхах относится без восторга, вряд ли придаст большое значение этому факту. Оно довольно отставкой главного правительственного «аллергена» Михаила Зурабова, которого просто нельзя было не уволить перед выборами. Кстати, представление о том, что теперь политика социального министерства станет более мягкой, скорее всего, ошибочно – Голикова давно получила известность как весьма волевой и жесткий чиновник. Другое дело, что приход на этот пост женщины может внести существенные изменения в имидж министерства (показательно, что назначение нового министра совпало с таким знакомым шагом, как повышение пенсий, на которое до конца года выделяется 21,26 млрд руб.).
Занятно, что «семейственные» назначения не нарушают действующего законодательства, весьма строгого по отношению к работе родственников в подчинении друг у друга. Как уже неоднократно отмечалось, министерство обороны – это ведомство со «звездочкой», так что начальником Сердюкова является Путин, а не Зубков. Что же до Христенко и Голиковой, то они равноправные министры – поэтому законодательные ограничения на них тем более не распространяются.
Зато назначение Дмитрия Козака на место Владимира Яковлева можно трактовать как своего рода жест отчаяния от нерешенности коммунальных проблем. Козак уже второй раз сменяет бывшего питерского губернатора (напомним, что первый раз был после Беслана, когда Яковлев был перемещен в правительство с поста полпреда в Южном округе). У Козака давно сложившаяся репутация «пожарного», которого бросают на провальный участок работы. Если Зурабова не любили простые граждане, то к Яковлеву была масса претензий со стороны региональных элит – впрочем, с наличествующими ресурсами ему было крайне сложно принимать эффективные решения. Теперь на Козака сваливают «гиблую» тематику ЖКХ в надежде, что он сможет навести в этой сфере относительный порядок. Вполне возможно, что он попросит у президента дополнительных полномочий – доверенному Козаку будет легче получить их, чем Яковлеву, который никогда не числился в президентских любимцах.
Одним из проектов, которые реализовывал Козак, была административная реформа 2004 года – напомним, что в ее рамках было сокращено число министерств, премьеру оставили одного заместителя, а министрам – двух, и вся система федерального управления была разделена на три звена – министерства, федеральные службы и федеральные агентства. При этом правительственные комитеты были упразднены в принципе. Прошло несколько лет - у премьера теперь пять замов, увеличилось и количество заместителей в министерствах. А теперь восстановлены и комитеты – пока что два – которые выбиваются из стройной «трехзвенной» системы. Кстати, ее только что критиковал Владимир Путин на встрече с западными политологами, поэтому перспектива дальнейших аппаратных реорганизаций выглядит вполне реальной.
Равно как и возможность отставок ряда членов правительства, которые сейчас сохранили свои посты. Отметим, что Александр Соколов возглавил «эсеровский» список по Москве, а Юрий Трутнев может стать первым номером «единороссов» по Пермскому краю. Было бы странно, если бы они фигурировали в избирательных бюллетенях как временно неработающие – их авторитет в глазах чиновников мог резко снизиться. Теперь же они идут в Думу как полноправные министры, что совершенно не исключает (а, напротив, делает вполне вероятной) их отставку после выборов – с переходом на думские руководящие посты. Точно так же не подтвердились слухи об отставке Алексея Гордеева, фактически отвечающего в «Единой России» за аграрные регионы. Его уход в провинциальные губернаторы перед выборами был бы слишком большим подарком коммунистам, намеренным бороться за сельский электорат (в том числе с помощью включения в свою первую тройку Николая Харитонова).
Таким образом, новое правительство носит промежуточный характер – после думских выборов его состав может быть еще раз пересмотрен. Формирование «команды преемника», которым занимается Владимир Путин, продолжается.
Автор - заместитель генерального директора Центра политических технологий