КОММЕНТАРИИ
В обществе

В обществеО личной ответственности и чувстве реальности

5 ОКТЯБРЯ 2007 г. СВЕТЛАНА СОЛОДОВНИК

blagovest-info.ru Ни для кого не секрет, что последние годы между правозащитным и православным сообществами есть известное напряжение. Православные недовольны критикой правозащитников предмета «Основы православной культуры» и отстаиванием права актуальных (и любых других) художников на свободное высказывание, даже если оно кажется иногда кому-то обидным. Правозащитники недовольны попытками церкви отвоевать никем не оспариваемое место в светской школе, подыгрыванием священноначалия власти и склонностью решать все проблемы ритуально-бюрократически: ужо поклонный крест поставим, оно и развиднеется. Однако, как показали две прошедшие недавно одна за другой встречи — конференция в Библиотеке-фонде «Русское зарубежье», посвященная осмыслению наследия митрополита Антония Сурожского, и дискуссия с участием Вацлава Гавела в Музее Сахарова на тему: «Имеет ли смысл проявлять инициативу? Каким образом? Формирование исторической памяти о советском режиме в связи с сегодняшним состоянием гражданского общества в России», и те и другие сталкиваются с очень похожими проблемами и взыскуют подчас одного.
blagovest-info.ru

Умерший в августе 2003 года митрополит Сурожский Антоний более сорока лет возглавлял епархию Русской православной церкви в Великобритании. За годы его служения приход, объединявший поначалу малочисленную группу эмигрантов из России, превратился в многонациональную епархию, канонически организованную, со своим уставом и многообразной деятельностью (именно поэтому так болезненно были восприняты трагические события в епархии, последовавшие вскоре после смерти митрополита Антония). Общинная жизнь в России пробуксовывает. Где прихожан не соберешь, а где и настоятели не рвутся «вкладываться» во что-либо, кроме таинств. Тем важнее духовный и практический опыт владыки Антония, который с разных сторон пытались рассмотреть на конференции.
blagovest-info.ru

Что мешает верующим строить общины, жизненно важные органы церковного тела? Открывший своим докладом конференцию игумен Петр (Мещеринов) считает, что причины тут не чисто церковные. Ещё святитель Игнатий Брянчанинов в XIX веке писал: какое общество – такая и Церковь. А для сегодняшнего российского общества характерны стадность, отсутствие честного нравственного осмысления жизни, проникновение во все сферы человеческого существования коммерции. «Стадность парадоксальным образом атомизирует человека, и он не в состоянии нравственно обращать своё сердце на ближних», — подчеркнул отец Петр. Впрочем, есть причины и церковные. Подлинная духовная жизнь «предполагает прежде всего личную ответственность», но наши пастыри редко говорят об ответственности, наоборот, иные духовники с вожделением «управляют» своими подопечными, регламентируя их жизнь даже в малейших частностях. Такая практика не только не способствует воспитанию в человеке чувства ответственности, но и оборачивается зачастую «псевдомистическим манипулированием людьми», причём, по мысли докладчика, дополнительная опасность состоит в том, что она никем не осознаётся как манипулирование.
По мнению игумена Петра, все это вызвано неуважением к человеческой личности, к свободе ее нравственного выбора. «Традиционно в России личность категорически не уважают», — констатировал он. 

Пастырское поведение владыки Антония было совершенно иным: делом своей жизни он полагал в первую очередь проповедь Евангелия. Он обладал способностью любить, никого не отвергая и не навязывая свою точку зрения. Люди чувствовали его уважение и сострадание. Как сказал протоиерей Сергий Овсянников, «человек видел себя спасаемым Богом, а не страшным и неисправимым грешником». «Нам надо постепенно внедрить в сознание людей абсолютную ценность личности — не индивида как фрагмента человечества, а именно личности, которая может творчески соотноситься с другими личностями, не теряя ничего и вместе с этим давая все», — говорил владыка, очевидно, ощущая эту задачу как насущную даже в Англии, обладающей давними традициями свободы. Он исходил из глубоко евангельского положения, что Бог верит человеку. Но и со стороны человека ждет доверия и верности. Во Христе, пережившем трагическую человеческую судьбу, Бог проявляет предельную солидарность с человеком. И люди должны быть солидарны: из положения «спиной друг к другу» они должны перейти в положение «лицом к лицу». «…В мире зла единственное, на что можно надеяться, — это… порывы сострадания или солидарность», — учил он. И еще: «Все мы ответственны, но на нас, христианах, лежит особая ответственность, потому что нам известен замысел Божий».

Многие докладчики отмечали, что слова «ответственность» и «солидарность», не очень свойственные богословам, на удивление часто встречаются в беседах митрополита Антония (владыка никогда ничего не писал — его проповеди и речи записывались на магнитофон, а в последние годы на диктофон).

В нашей православной действительности Евангелие не занимает основополагающего места, и именно в этом игумен Петр видит причины того, что «всякая околоцерковная идеологема (типа Третьего Рима) оказывается гораздо более авторитетна, чем Писание». Человек живет не в реальном, а в каком-то виртуальном пространстве: «ищет врагов… ждёт Царя-батюшку, борется с глобализацией, масонством, модернизмом, экуменизмом и ещё тысячью вещей… – и всё это под вывеской «Церковь». А взрослый человек, по убеждению владыки Антония — об этом говорила в своем выступлении поэт и филолог Ольга Седакова, — должен уметь различать мнящееся и истинное.

В Музее и центре Сахарова обсуждались, понятное дело, совершенно иные темы — трудности формирования национальной памяти о советском государстве и обществе; состояние гражданского общества в России и возможные проекты будущего страны – либеральный и консервативный; проблемы преподавания истории в школах и вузах и, в частности, развернувшиеся в экспертном сообществе дебаты по поводу создания новых учебников истории.
Вацлав Гавел делился своим опытом гражданского сопротивления, упомянув о достижениях и неудачах «Хартии-77». «Наш опыт говорит, что все, кто хочет изменений к лучшему, должны объединиться, — сказал он. — В нашем движении были люди с разными взглядами — от самых консервативно правых до открыто левых. Минимальное согласие основывалось на убеждении, что необходимы демократия и гражданское общество, без которого демократия невозможна. Но мы совершили ошибку, не написав собственную конституцию». Сергей Ковалев отметил, что «мы дали миру пример абсолютной девальвации ценности человеческой жизни перед государственной машиной», и призвал строить новое политическое мышление на постулате «право над политикой и вне политики» —«иначе мы окажемся в ситуации, когда нам будут «назначать» совесть, ограниченную государственными интересами». 

Однако построение «нового политического мышления» идет туго. Людмила Алексеева, к примеру, не ждет «массового возмущения» попытками положить в основу нового школьного учебника по истории мысль о том, что Сталин был «разумным и успешным менеджером». Председателя «Мемориала» Арсения Рогинского волнует вопрос, как донести чувство ответственности до большинства людей, что представляется ему еще более проблематичным в ситуации, когда властная элита при малейшем конфликте тут же стремится объявить виноватым «соседа». Директор Музея Сахарова Юрий Самодуров удивлен тем, что наши СМИ никак не отреагировали на предложение опубликовать поданное центром в правительство Москвы обращение с предложением назвать одну из столичных улиц именем Рауля Валленберга — на письмо нет ответа, и центр начал сбор подписей в его поддержку. (В музее сейчас проходит выставка, рассказывающая о жизни этого шведского предпринимателя и дипломата, которому удалось спасти тысячи венгерских евреев от расправы нацистов, но не удалось вырваться из застенков Лубянки.) В глазах Юрия Самодурова назвать улицу именем Валленберга – шаг к ответственности. А Григорий Явлинский привык быть в меньшинстве и понимает, что еще долго будет оставаться в меньшинстве, но считает необходимым дальнейшую консолидацию усилий и призывает «спокойно делать свое дело».

Спокойно делать свое дело призвал и уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Его даже удивил вынесенный в название темы дискуссии вопрос «Имеет ли смысл проявлять инициативу?» «Инициатива – это жизнь, — сказал он. — Все остальное – дочеловеческая жизнь». Однако усилия должны соответствовать объективной реальности, иначе они не оправдывают себя.

Что представляется омбудсмену объективной реальностью? Страна прошла период относительно мягкой революции, поэтому последствия ее разнонаправленные. Сохраняются старые и новые силы, которые находятся в состоянии постоянной борьбы. После 1991 года новые силы уверились, что они победили, сейчас то же самое считают старые – и те и другие ошибаются. «Чьи усилия будут серьезнее, более уравновешенными с действительностью – те и победят», — заключил Лукин.


Омбудсмену, конечно, можно напомнить, что власть сделала все, чтобы заполучить дополнительные рычаги для «уравновешивания» своих усилий с действительностью, но, с другой стороны, возникает вопрос, почему «новые силы» не встали на защиту своих интересов в нужный момент? Отчасти на него ответил модерировавший дискуссию социолог «Левада-Центра» Борис Дубин: «Тоталитарное государство боролось не только с индивидуумом, оно боролось с любыми формами солидарности, с самой возможностью индивидуума состояться как индивидуум. Все формы солидарности были порушены». Это соображение дополнила горькая реплика председателя Фонда защиты гласности Алексея Симонова: «Когда Вацлав Гавел говорит о демократии, он говорит о процедурах, а когда мы говорим о демократии, то мы говорим о том, кто в ней главный».

У православных, думается, есть на этот вопрос и другой ответ. Вечно устремленные в «светлое будущее», советские люди разучились жить здесь и сейчас, утеряли способность пребывать в настоящем. А ведь, как говорил владыка Антоний Сурожский, «единственный миг, которым ты обладаешь, — теперешний».

 

Обсудить "О личной ответственности и чувстве реальности" на форуме
Версия для печати