Юлия Тимошенко: уступая, победила
То, о чем так долго говорили украинские «большевики», что было столь широко проанонсировано задолго до оглашения официальных результатов выборов, наконец-то произошло. Блок Юлии Тимошенко и пропрезидентский НУНС («Наша Украина» и «Народная самооборона») подписали коалиционное соглашение, и это означает, что парламентское большинство в Киеве вновь «оранжевое», а Кабинет министров отныне контролируют президент Виктор Ющенко и без пяти минут премьер Юлия Тимошенко.
Последний тезис – собственно контроль над Кабмином – стал камнем преткновения и настоящим предметом переговоров и согласований, которые велись на протяжении двух поствыборных недель. Причем, как утверждают эксперты, субъектами переговоров на самом деле были не рабочие группы НУНС и БЮТ, но Ющенко и Тимошенко. При этом Ющенко, партия которого, как и в прошлый раз, фактически проиграла выборы, ставил условия, а Юлия Тимошенко… на этот раз все условия принимала. Прежде всего, Ющенко настаивал на новой редакции закона о Кабинете министров: в этой версии исполнительная власть попадает в зависимость не только от Совета безопасности, но и от президентского секретариата. Ющенко требовал контроля над силовым блоком: фактически именно президент намерен отныне подбирать кандидатуры на посты руководителей силовых министерств (Минобороны, МВД, МИД и СБУ). Говорят, что Виктор Андреевич потребовал для НУНС еще и весь социально-гуманитарный блок (впрочем, это самый «легкий» козырь из колоды). Судя по всему, Тимошенко согласилась на все, выторговав экономический блок, ТЭК и министерство транспорта. Тимошенко пыталась поставить вопрос о губернаторах, но и тут ей дали понять, что все в руках президента.
В чем причина «неадекватной требовательности» президента и нехарактерной сговорчивости лидера БЮТ? По ходу переговоров выдвигались разные предположения, но, думается, суть в том, что Тимошенко в самом деле ОЧЕНЬ ХОТЕЛА вновь сделаться премьером, а Ющенко в самом деле ОЧЕНЬ НЕ ХОТЕЛ вновь видеть ее в этой роли. Возможно, Ющенко рассчитывал, что уязвленная Юлия Владимировна сорвет переговоры, но этого не случилось. Наверное, в этом и состоит ее хитрая женская победа: уступая, победим.
Однако не будем забывать о парламентской игре, ведь существует мощная оппозиция — 175 голосов Партии регионов, «произвольно» голосующий блок Литвина и коммунисты. Умение регионалов «перекупать» голоса при коалиционном преимуществе в два депутата (большинство НУНС и БЮТ составляет 228 голосов при требуемом минимуме 226) будет создавать интригу при каждом голосовании. Сами оранжевые на примере этих выборов показали регионалам, как можно развалить парламент дисциплинированным демаршем. А у нынешней оппозиции «штыков» гораздо больше, и она не в пример организованней.
Так что следующий вопрос, на который ныне пытаются найти ответ в Киеве: как долго продержится нынешняя оранжевая власть и сдержит ли она хоть какую-то часть своих предвыборных обещаний? А обещали избирателям – ни много ни мало возврата сбережений вкладчикам бывшего Сбербанка СССР, отмены призыва на срочную службу с 1 января 2008 года, отмены НДС, уменьшения налоговых сборов (при этом Тимошенко намерена увеличить базу налогообложения и ликвидировать льготы). И, разумеется, Тимошенко вновь говорит о «национализации» несправедливо приватизированных компаний и о фактическом переделе собственности. В том, что в первую очередь она займется «переприватизацией», мало кто сомневается. А вот все остальное – под вопросом.
Киев