Паршев и железная дорога. Часть 2
То,
что большевики провалились с железными дорогами (как впрочем, и со всем
остальным – кроме, может, военной промышленности), – не вопрос. Вопрос
— почему этот факт остается тайной для общественного мнения? Вот
мастерство так мастерство! Советские граждане до сих пор свято верят,
что сталинская воля помогла стране сделать экономический рывок. Хотя в
основе этой веры не лежит ничего, кроме рассказов Марьиванны в
начальных классах советской школы, откровенной брехни в советских СМИ и
небрежно сфальсифицированной советской статистики. Ну и еще, конечно,
страх, который не давал специалистам дезавуировать брехню и
обнародовать факты.
Сталин совершил гениальное открытие: если никто
не говорит о действительном положении вещей, то оно недоступно для
общественного осознания. Человек, всю жизнь проживший в тюрьме, никогда
не слышавший о том, что можно жить как-то иначе, и убежденный, что его
тюрьма – лучшая в мире, готов защищать ее до последней капли крови. Тем
более, за спиной все равно охрана с автоматами.
То есть мы вернулись
к базовой проблеме дураков. Верховные дураки (они же охранники)
заинтересованы в консервации своей позиции у кормушки. Они усердно
компостируют мозги низовым на предмет угрозы извне, необходимости
сплотиться, дать отпор эстонской сметане, грузинскому боржоми,
азербайджанским торговцам или английским инвестициям. Это естественно и
понятно.
Загадочнее поведение низовых. Сначала они с восторгом
откликаются на ястребиный клекот, раздающийся из поднебесных высей. А
потом с удивлением отмечают, что с очищением рынков от «черных» цены не
снизились, а выросли. После победы С.Б. Иванова над кисломолочными
продуктами из Эстонии отечественные производители, вместо того чтобы
патриотически снизить цены, отпраздновали гибель конкурента опять-таки
их повышением. После национализации железных дорог и расстрела наиболее
компетентных профессионалов транспорт начинает работать не лучше, а
хуже…
Что-то не так, уважаемые соотечественники?
Может,
недостаточно рынки почистили? Или сметану недопобедили? Может, это
таджики-иммигранты нашу колбасу съели? Или нефть у олигархов
недозабрали? Может, вы соскучились по советским очередям у
железнодорожных касс?
Вот здесь бы низовым и задуматься. Ведь
налицо простой факт: экономическое пространство Западной Европы, США и
Японии густо пронизано сетью железных дорог и автобанов. Большая часть
этого инфраструктурного богатства построена за последние 50 лет; в
значительной мере — частным капиталом. Тогда как рост российского
(советского) инфраструктурного скелета в условиях полной национализации
отставал не только от зарубежных конкурентов, но и от своих же русских
показателей столетней давности.
Однако не все хотят и умеют
задумываться. Наоборот, есть уникальная прослойка «низовых», которые с
дурацкой хитростью и дурацким упорством изобретают (а чаще повторяют)
объяснения, почему все было в принципе правильно, но — ах! — не
получилось. Кажется, им вообще чуждо понимание. Они воспитаны так, что
для них важнее вера. Как любимая партия, как учительница младших
классов, которая вела бы их от свершения к свершению, ненадолго
останавливаясь у каждого экспоната:
— Вот, дети, действующая модель
коммунистического общества. Выполнена трудящимися Устьвымлага из
подручных материалов. Осторожно, руками не трогать. Перейдем теперь к
модели научно-технического прогресса… Еще у нас предусмотрена модель
Великой Октябрьской Социалистической Революции в одну десятую
натуральной величины, но в ней, к сожалению, села батарейка.
Такая простая правда: за семидесятилетнюю историю великих экономических побед СССР не было ни одного отрезка, когда железнодорожное строительство достигло бы темпов дореволюционной капиталистической России. В чем и признался — косвенно, конечно — президент Путин В.В.
Но мы этого не знаем. Мы в это не верим. Нам в школе все не так рассказывали.
То же самое касается роста населения, производства продуктов питания, урбанизации, науки, банковской системы, твердой валюты... Большевики провалились везде, но преуспели в главном: в тотальном компостировании мозгов. И сегодня советским патриотам без сказки про великий-могучий Советский Союз белый свет не мил. Как это по-человечески! Рухнула сказка, и бедняги оказались такими, какие есть на самом деле: не великие строители светлого будущего, а маленькие, бессовестно обманутые Вождем школьники. Мучимые комплексами, и оттого отчаянно агрессивные в обороне своих потемкинских деревень.
Пожалейте их – это единственное, что у них осталось.
Они могут сколько угодно теоретизировать о благотворности государственной экономики, клеймить вредителей и клеветников. Слава богу, не привыкать. Но одного они совершенно точно сделать не в силах: купить билет на железнодорожном вокзале в Твери и проехать напрямки в Ярославль. Ибо до сих пор между столицами соседних субъектов Федерации в Центральном федеральном округе нет прямого железнодорожного сообщения: только через Москву. Нонсенс для экономики, претендующей на статус развитой. И ведь всего-то надо 400–500 километров полотна! Из общего большевистского недобора в 40-50 тысяч. Только один процент из того, что Сталин украл у России. Только в одной отрасли.
В общем, приходится осознавать. А тут еще и президент Путин… Ведь, вроде, он патриот СССР? Или только показалось? Понимаете, у правды есть такое свойство, что она рано или поздно все равно вылезет, как шило из мешка.