КОММЕНТАРИИ
В Кремле

В КремлеРазминка перед Новым годом

5 ДЕКАБРЯ 2007 г. АЛЕКСАНДР ПОДРАБИНЕК
smena.info

Двухсерийный сюжет «Выборы в России» наводит на грустные размышления. И дело даже не в том, что один из основных механизмов демократии обрезан, изуродован и опошлен – это было понятно еще задолго до дня голосования, когда принимались законы, сводящие на нет свободное волеизъявление граждан. Дело в том, что фарс, первая серия которого закончилась 2 декабря, имеет далекие от конституционных и неясные большинству избирателей цели.

«Зачем им понадобились такие масштабные фальсификации, когда они и так выигрывают?» — задаются вопросом комментаторы и аналитики. Этот недоуменный вопрос подразумевает, что Государственная дума создана для принятия законов, и Кремль желает контролировать законодателей. Но он и так их контролировал в прошлой Думе, не предпринимая таких чрезмерных усилий, какие мы наблюдали в последние недели. Значит дело вовсе не в том, чтобы управлять законодательным процессом. Эти выборы — с истерической потребностью партии власти не просто победить, а победить сокрушительно — больше чем выборы. Власть вкладывает в них иное содержание. Она уже обмолвилась устами своего функционера, что на самом деле – это референдум о доверии Путину. Казалось бы странно: зачем уходящему через три месяца президенту нужен кредит доверия и всенародное признание правильности проводимого им политического курса? И еще одна странность: ради простой победы на выборах власть и ее партия не пошли бы на международный скандал с европейскими наблюдателями (и с теми, что не приехали, и с теми, что дали свое заключение); не пошли бы на столь массовые беззакония (изъятия агитационной литературы оппозиции, подтасовки при голосовании и пр.). Цель власти – не победа на выборах, а имитация всеобщего одобрения президента Путина и его политического курса. Потому и понадобилась им высокая явка. Потому и понадобились им высокие проценты для себя и низкие – для оппозиции.

Пропагандистский урожай, собранный на выборах в Государственную думу, власть попробует использовать во второй серии фарса в марте будущего года. Выборы президента – вот апофеоз всей кампании, начавшейся с декабрьской разминки.

Прогноз – занятие неблагодарное в любой стране, а в России тем более. Буду счастлив ошибиться, но события развиваются в грустную сторону. В стране насаждается культ личности Путина и имитируется атмосфера всеобщего единения и сплоченности. Выборы в парламент должны были стать иллюстрацией единства если не всего общества, то подавляющей его части. Подобный разогрев политической атмосферы пригоден только для одного – для диктатуры. Об этом весьма прозрачно намекнули нам еще накануне выборов – Путин рассматривается властью как национальный лидер. Государственная должность в данном случае – дело десятое. Оппоненты Путина, в свою очередь, рассматриваются как враги, причем не только президента, но и всей страны, ее счастливого будущего.

Для решительного и окончательного создания режима личной власти – либо самого Путина, либо его преемника — подготовлено практически все: атмосфера всеобщей поддержки, управляемый парламент, послушные суды, подконтрольное телевидение, надежные спецслужбы и армия. Не хватает только повода для последнего спазма сплоченности, когда Конституция уже не важна, потому что враг у ворот и судьба Отечества в опасности.

Повод найти не трудно, было бы желание. Не зря же все последние годы Кремль так безумно и упорно создавал себе врагов из соседних, некогда дружественных нам стран. И вот два события, внешне не очень связанных, произошли одно за другим. Спикер нижней палаты Борис Грызлов заявил 2 декабря, что новая Дума может рассмотреть вопрос о независимости Абхазии и Южной Осетии уже в январе. Президент Путин на следующий день заявил, что Думу надо созвать пораньше, не дожидаясь установленного законом 30-дневного срока. Что за нужда была Грызлову выступать с таким скандальным заявлением в такой праздничный для него день? Что за нужда была президенту, не объясняя причин, собирать Думу накануне Нового года? Когда нет ни плана работы, ни фракций, ни сформированных комитетов. Что за спешка?

Реакция Грузии была молниеносной — исполняющая обязанности президента Нино Бурджанадзе выразила свое негодование, а министр по урегулированию конфликтов Давид Бакрадзе сказал, как передает ИТАР-ТАСС, что «власти Грузии не допустят отторжения от страны ни пяди своей земли».

Государственная дума соберется, надо полагать, в декабре. Впереди рождественские и новогодние праздники, когда почти на две недели замирает общественная жизнь, не выходят газеты, и каждый хочет отдохнуть от политики и насущных дел в кругу своей семьи. Время, когда можно все.

Обсудить "Разминка перед Новым годом" на форуме
Версия для печати