Дорогие вы «Наши»
Некоторые подозрения у меня закрались после вроде бы незначительного случая. После Рождества у представительства Еврокомиссии «Наши» протестовали против «черных списков», на основании которых активисты движения, покуражившиеся во время эстонских событий, теперь не могут въехать на территорию Евросоюза. Так вот в тот день впервые на моей памяти «нашистов» задерживали за проведение несанкционированной акции и доставляли для разбирательства в милицию. Потом всех, конечно, отпустили довольно быстро, но когда такое бывало, чтобы у милиции возникали какие-то вопросы по поводу «Наших»?
Возможно, решение насчет этого путинского комсомола созрело уже тогда, а мы узнали о нем лишь теперь. Не будет больше «Наших». По крайней мере, в нынешнем их виде точно. Концерт окончен.
Что же так вдруг? Ну не совсем вдруг. Такое бывало и прежде. «Наши» ведь возникли не на пустом месте. До них были «Идущие вместе» — не забыли еще? Точно такие же молодые горлопаны во главе с братьями Якеменко, точно также дурили. Только тогда они книги писателя Сорокина жгли, называя его «калоедом».
Тот проект себя не оправдал. Возникли «Наши» под руководством тех же активистов. Акции их стали более шумными, многочисленными, оголтелыми, временами пугающими уже не только внешним антуражем, но и идеологической начинкой. Это, конечно, не хунвейбины и не штурмовики, но что-то похожее они из себя потихоньку начали изображать. Оргазм наступил у них в декабре, после чего, казалось, от красно-белых ребят уже спасу не будет.
Но вот после оргазма с ними произошло (простите мочеполовые аллюзии, но многим это пришло в голову, не только мне) то же, что с использованным контрацептивом. Выкинули. Какой будет новая реинкарнация, пока непонятно, но на какое-то время на улицах станет тише.
Так все же почему проект закрыли? На это можно посмотреть с двух сторон. Со стороны начальства затея эта стала уже довольно дорогой. Казна не бездонная. Нам, конечно, не впервой тратить народные денежки на всякую хренотень, однако траты идеологов режима отнюдь не бессмысленны. Выяснилось, что, во-первых, никакой оранжевой угрозы в стране нет и бороться на улицах действительно не с кем. А выступления «Наших» при этом стали совсем разудалыми, и даже начальству сделалось несколько неловко от этой немотивированной агрессии, которая начала вызывать слишком много вопросов уже и в мире.
Во-вторых, задача создать шумовую завесу под избирательную кампанию выполнена, успех достигнут. С таким же грохотом шуметь во славу Медведева и неуместно, и глупо, потому что до сих пор единственным знаменем путсомольцев был Путин.
В-третьих, идеологи просчитались в главном: превратить молодежь в баранов в массовом порядке не удалось. И тут мы переходим к взгляду на ситуацию как раз с молодежной точки зрения. Актив организации составляли ребята отнюдь не из столицы, и не из Питера, и даже не с далекой периферии. Это ребята из относительно близких к Москве областей. Именно в пяти из них — Тула, Иваново, Владимир, Воронеж, Ярославль — еще останутся отделения движения. В пяти из пятидесяти.
Это не очень богатые и не очень благополучные места. И в то же время — от столицы недалеко. Ребятам посулили карьерные перспективы, возможность перебраться в Москву, их возили на Селигер и много куда еще за казенный счет, поили-кормили, выдавали красивую форму, оплачивали мобильные. Они становились частью чего-то большого, светлого, радостного, служили стране и т.п.
Кто-то действительно верил в то, что становится под знамя патриотизма и борется за План Путина и величие России. Кто-то хотел бесплатно говорить по мобильному и переселиться в Москву. Но в любом случае это был подкуп, приманка, ловушка — называйте, как хотите.
После выборов такая дорогостоящая игрушка начальству уже не была нужна. Селигеры, мобильники, Москва и прочая халява подошли к концу. Вожди перебрались — кто в правительство, кто в Думу, кто в Администрацию. Остальным — шиш с маслом. Что не могло не разочаровать незрелые организмы.
При этом очень важно заметить, что база у «Наших» оказалась крайне узкой. Современной молодежи — в данном случае, к счастью — политика не интересна. Ее в массе своей интересуют деньги, музыка, развлечения, противоположный пол. Партии, выборы и тому подобное ей до фонаря. Тем более что жизнь налаживается, материальных возможностей все больше. А в тех местах, где еще бедно и убого, молодые опять-таки стремятся не в политику, а за материальными благами. Участие в «Наших» было для большинства участников просто способом что-то заработать и куда-то пробиться.
Несмотря на все старания и промывание мозгов, молодых все равно приходилось свозить автобусами на митинги и акции почти принудительно, да еще часто за деньги. На первых порах, для разгона, это было приемлемо. Но массового и бесплатного энтузиазма у молодых не возникало. Под выборы, под План Путина потратиться еще можно было. Дальше смысла нет.
Судьба «Наших», весьма вероятно, ждет и кого-то еще. Ведь и «Молодая гвардия», и «Россия молодая», и тем более «Местные» не получали такого количества денег, не были столько шумны и многочисленны, хотя во многом копировали «нашистов».
Впрочем, пускать «работу с молодежью» совсем на самотек никто тоже не будет. Какую-то форму они придумают. Какую, пока непонятно. Зато понятно другое: идейной и бескорыстной поддержки со стороны молодых не будет никогда, если предлагать им под видом идеи — фуфло. Или снова придется подкупать, заманивая в мышеловку бесплатным сыром.