Человек смелый, решительный, совершенно бескомпромиссный
17 апреля на 80-м году жизни скончалась правозащитница и писательница Зоя Крахмальникова.
Зоя Александровна Крахмальникова родилась в 1929 году в
Харькове. По окончании Литературного института им. Горького работала в
издательстве «Советский писатель», в журнале «Молодая гвардия», в «Литературной
газете», была членом Союза журналистов СССР. Защитив в 1968 году диссертацию, к
40 годам она достигла успеха, положения, известности как профессиональный
литератор, автор нескольких литературоведческих и переведенных книг, многочисленных
статей. Она работала старшим научным сотрудником в Институте социологии, а
затем в Институте философии АН СССР.
В 1971 году Зоя Крахмальникова пришла к вере. В 1974-м последовало ее
увольнение с работы, но она продолжала писать, и главным образом о
необходимости религиозного возрождения в России. Печаталась она в самиздате,
так как государственные издательства отныне были закрыты для нее.
С 1976 года Зоя Александровна начинает составлять сборник Христианского чтения
«Надежда» — наподобие тех, которые выходили в дореволюционное время. «Надежда»
издавалась в самиздате, а затем переиздавалась на Западе издательством «Посев».
Но миссионерская деятельность преследовалась атеистическим режимом, и 4 августа
1982 года Зоя Крахмальникова была арестована. В апреле 1983-го ее приговорили к
одному году лагерей строгого режима и пяти годам ссылки за «антисоветскую
агитацию и пропаганду в целях подрыва советской власти».
Годы ссылки Зоя Крахмальникова провела в Алтайском крае в крайне тяжелых
условиях, под постоянным надзором. Она вернулись домой 17 июля 1987 года. Цикл ее работ "Горькие плоды
сладкого плена" (о взаимоотношениях РПЦ и советского государства) был
опубликован в 1988—1990 в Канаде, Америке и Австралии. В 1995 вышла ее книга
"Слушай, тюрьма!", включившая "Лефортовские записки" и
"Письма из ссылки".
О Зое Александровне рассказывает Александр Огородников, бывший диссидент и правозащитник, один из зачинателей религиозной журналистики, сам просидевший в советских тюрьмах 9 лет:
Смерть Зои Крахмальниковой подводит черту под целой эпохой — уходит старая гвардия правозащитников и христианских активистов. Я познакомился с Зоей после ее и моего освобождения из тюрьмы, хотя, вот удивительно, мы с ней были прихожанами одного храма, где настоятелем был отец Дмитрий Дудко. Я слышал о ее сборнике «Надежда», но подробно узнал о ней от Николы Руденко, главы украинской Хельсинкской группы, писателя. Он хорошо знал и Зою, и ее мужа Феликса Светова, дружил с ними и много мне о них рассказывал. Когда мы с ней лично познакомились, я увидел перед собой женщину с горящими глазами, полную энергии, она по духу была общественной деятельницей, совершенно несгибаемой. У нее была такая пророческая харизма. Но та православная общественность, которая стала складываться после нашего освобождения из заключения, довольно быстро развалилась из-за амбиций участников, разных эгоистических интересов. Возглавлять было некого, поэтому Зоя немного напоминала генерала без армии, ее общественно-христианский пафос, ее идеи часто не находили аудитории. Она пыталась организовать Конгресс интеллигенции, но идея конгресса была у нее фактически украдена бывшим главой администрации президента Ельцина Сергеем Филатовым, на одном из конгрессов она стала просто приглашенным оратором. У нее, мне кажется, было чувство невостребованности, она не видела поля для приложения своей энергии. Это мучило ее.
У нас с ней дружеские отношения сложились, когда она стала писать статьи в Бюллетень христианской общественности, который я издавал в конце 80-х — начале 90-х годов. Это была такая энциклопедия религиозной жизни. Зоя была очень искренним человеком, честным, чистым. За правду, как она ее понимала, она готова была стоять до конца. Она выпустила несколько сборников, гневно обличала сергианство, Московскую патриархию, она считала, что высшая иерархия должна покаяться за свое сотрудничество с КГБ. Несколько статей она посвятила разоблачению мракобесия в православной среде, национализма, псевдопатриотизма.
Ушел человек, который был преисполнен сильного общественного пафоса, который нес идею Праведной Церкви, Церкви Непорочной, Церкви Святой. Она была человек смелый, решительный, совершенно бескомпромиссный. Ради истины она готова была даже с друзьями ссориться, с Глебом Якуниным они рассорились, потому что он хотел предотвратить одну из ее публикаций, а она все-таки настояла на ней. Она всегда была готова прийти на помощь тем, кто гоним, кто страждет. С гневом обличала гонителей. Пыталась помогать старушкам из катакомбной церкви, записывала их воспоминания, историю их преследований. Она была не только внешне красива, но и внутренне красива. Свое служение она пронесла через всю жизнь.