Реальный мир. Путин-Берлускони: О природе русско-итальянских закулисных отношений
Вне зависимости от того, кто у власти в Италии (или Германии) — Россия извлекает из этого выгоду. 17 апреля президент Путин прилетел из Ливии на остров Сардиния, чтобы встретиться со своим другом Сильвио Берлускони, только что переизбранным премьер-министром Италии. Перед этим Путин совершил успешный визит в Ливию, заключив многомиллионные контракты на поставку оружия, прокладку железных дорог и развитие ливийской энергетики.
Итальянский медиамагнат, миллиардер и политик провел переговоры с российским президентом на своей вилле. Ключевым элементом переговоров стали деловые отношения между странами, в особенности энергоносители. Будучи третьим по величине потребителем природного газа в Европе после Англии и Германии, Италия является вторым по величине закупщиком российского газа в Европе.
Путин заявил на этот счет: «Мы говорили с Сильвио Берлускони о совместной работе на рынках третьих стран… Eni получила доступ к активам на территории Российской Федерации, и Газпром рассчитывает, что может получить адекватные активы в третьих странах, в частности, в Ливии».
Eni, итальянская государственная нефтегазовая компания, в апреле 2007 была первым западным концерном, купившим нефтяные и газовые активы, ранее принадлежащие ЮКОСу. Однако как только Eni выиграла в тендере две газовые компании и энергетическую компанию, она изменила решение и передала контрольные пакеты во всех трех компаниях Газпрому. Роберт Амстердам, адвокат находящегося в заключении бывшего владельца ЮКОСа Михаила Ходорковского, написал тогда, что «похоже, Eni выступает в роли перекупщика для Газпрома».
«Энинефтегаз», российское подразделение Eni, участвовал в распродаже активов ЮКОСа. Eni контролирует 60% «Энинефтегаза», при том что остальные 40% принадлежат итальянскому государственному энергетическому гиганту Enel, который также покупал газовые активы, оставшиеся после ликвидации ЮКОСа. В качестве вознаграждения Eni были получены 20% акций нефтяного подразделения Газпрома – компании «Газпромнефть». После покупки активов дочерних предприятий ЮКОСа запасы Eni доросли до одного миллиарда баррелей нефти.
Наращивая российско-итальянское сотрудничество Италия ставит своей целью гарантировать себе доступ к нефтяным и газовым резервам России, а Россия — получить контроль над «командными высотами» энергокомплекса Европы. Италия сотрудничала с Россией как при «правом» Берлускони, так и при сменившем его «левом» Романо Проди. Как говорили в одной книжке про итальянцев в Америке, «ничего личного, только бизнес». Книжка называлась «Крестный Отец».
Российско-итальянское сотрудничество имеет существенные последствия с точки зрения энергетической безопасности для Европы, которая, похоже, пока не может выработать контрстратегию, позволяющую ей не попасть в газовую зависимость от Кремля (и в нефтяную зависимость от стран Персидского залива).
В ноябре 2006 года Eni и Газпром подписали соглашение о стратегическом партнерстве, по которому Газпром должен поставлять газ напрямую в Италию, а Eni обязуется приобрести пакет акций нефтяных компаний в России. Контракты на поставку газа в Италию были продлены до 2035 года. Такую схему Россия собирается применить и в отношениях с другими европейскими странами.
Прямые поставки газа в Италию планируется выполнять одновременно с проектом газопровода «Южный поток», о строительстве которого Eni и Газпром договорились в июне 2007 года. По этому газопроводу, которым пополам собираются владеть Eni и Газпром, по дну Черного моря в Болгарию, Сербию, Венгрию и Австрию, а оттуда в Италию будет транспортироваться до 30 миллиардов кубометров газа в год.
Планируется, что «Южный поток» заработает в 2013 году. Газопроводом «Голубой поток», по которому идет газ из России в Турцию, тоже по дну Черного моря, также пополам владеют Eni и Газпром.
Это стратегическое, но непрозрачное соглашение напоминает контракт Газпрома с немецкими энергетическими компаниями E.ON и BASF о строительстве газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря. Как известно, правительство канцлера Герхарда Шрёдера подписало соглашение о строительстве «Северного потока», а Шрёдер получил пост главы консорциума, занимающегося строительством. По последним публикациям, стоимость «Северного потока» с момента подписания контракта удвоилась. Но спрашивать-то с кого?
Участие французской нефтяной компании Total в разработке Штокмановского газового месторождения также, очевидно, включает обмен активами, в который задействованы принадлежащие правительству Франции Gaz de France и Газпром.
Будущая сделка между Eni и Газпромом по обмену активами в Ливии, скорее всего, предполагает участие Eni в проекте «Зеленый поток», соединяющего ливийские месторождения газа с Сицилией: возможно, компания получит долю в нефтяном месторождении Элефант либо в заводе по производству сжиженного природного газа в центральной части Ливии. Но не только Еni получила выгоду от российско-итальянского энергетического «романа». Компанией Enel было приобретено 30% акций ОГК-5, одной из крупнейших российских компаний электрогенерации, более того, получено разрешение от российского правительства на покупку до 70% акций этой энергетической компании. Кроме того, до 2013 года Enel планирует инвестировать в российский энергетический сектор 14 млрд долларов.
Что касается сотрудничества в других отраслях, в 2005 году итальянская кораблестроительная компания Fincantieri вступила в совместное предприятие с российским КБ «Рубин», проектирующим подводные лодки. Цель — создание и вывод на международной рынок дизель-электрической подлодки продвинутой конструкции.
В январе прошлого года Путин принял и другое решение: итальянская авиастроительная фирма Alenia Aeronautica, принадлежащая компании Finmeccanica, может приобрести блокирующий пакет в компании «Гражданские самолеты Сухого», который разрабатывает новый региональный самолет «Суперджет-100». И, наконец, в ходе встречи в Сардинии Берлускони попросил Путина, чтобы «Аэрофлот» вернулся к рассмотрению возможности покупки принадлежащего государству крупного пакета акций (49,9%) итальянской национальной авиакомпании Alitalia, находящейся в тяжелом кризисе. С возвращением Берлускони на пост премьера русско-итальянские экономические отношения могут достичь новых высот. Как часто говорят в Москве, «с итальянцами легко работать».
Переговоры с Берлускони еще раз продемонстрировали уникальный стиль Путина, который сочетает стремление к продвижению стратегических интересов России, глубокое понимание бизнеса, особенно в секторах, связанных с энергоносителями, личную дружбу с ключевыми политическими фигурами, а также напор и чутье бывшего разведчика.
После заключения газовых сделок с Ливией и Италией зависимость Европы от российских энергоносителей будет возрастать. Как в и случае с Берлином при Шрёдере, Москва вовлекает Рим в свое закрытое «благотворительное общество» в Евросоюзе. К раздражению Вашингтона и его друзей из центральной и восточной Европы, зачастую недолюбливающих Россию, это «общество» имеет своей целью не только зарабатывать миллиарды для его избранных членов, но и делать Европу белой и пушистой. Для России.
Ариэль
Коэн – Ph.D., ведущий эксперт Фонда "Наследие" по российским и
евразийским исследованиям и вопросам международной энергетической
безопасности