КОММЕНТАРИИ
Вокруг России

Вокруг РоссииРеальный мир: цена иранского вопроса

12 МАЯ 2008 г. АРИЭЛЬ КОЭН
iranatom.ru
Во вторник Россия и США подписали Протокол о сотрудничестве в области мирного атома, так называемое Соглашение 123. Имя пакту дал параграф 123 законодательства США по ядерной энергии. Прибыль от совместных проектов, от строительства ядерных электростанций по всему миру до переработки и хранения ядерных отходов, измеряется десятками миллиардов долларов.

Казалось бы... Да не тут-то было.

Оппозиция в Сенате США может утопить замечательное соглашение и уничтожить сотрудничество еще до того, как первый цент или рубль попадет на счет Атомэнергопрома или там Вестингауза.

Сенаторы не хотят, чтобы российские атомщики, заработавшие миллиарды на ниве возделывания иранского и, по мнению американцев, далеко не мирного атома, пожали плоды сотрудничества с США до того, как они прекратят совместные проекты в Исламской Республике.

У законодательства, авторами которого являются сенаторы Гордон Смит (республиканец из штата Орегон), Норман Колман (республиканец из Миннесотты) и Эван Бай (демократ из Индианы) аж 70 спонсоров в верхней палате Конгресса.

Иранские ядерные авантюры способны подорвать российско-американское сотрудничество и нанести урон атомной промышленности наших стран на десятки миллиардов долларов.

Возьмем только апрель месяц. На фоне устрашающей риторики, напоминающей Европу тридцатых годов, президент Махмуд Ахмадинежад пообещал, в частности, «дать в нос» Западу, а также «дать ему в зубы». Эти угрозы совпали с заявлением Ахмадинежада о начале установки 6000 дополнительных центрифуг, называемых «каскадами», в ядерном исследовательском центре в г. Натанц.  Центрифуги дополнят уже установленные там 3000 центрифуг, произведенных на основе пакистанских технологий.

Иранские центрифуги способны довести уран как до низкообогащенного состояния, в котором он может служить топливом для электростанций, так и до высокообогащенного, в котором он может использоваться для производства атомного оружия.

Тегеран планирует довести число новых каскадов центрифуг до 54 000, включая центрифуги усовершенствованной конструкции Р-2.  Между тем, это ненужное усилие для страны, которая так богата природным газом, что большая его часть сжигается впустую. Ирану было бы на порядок дешевле удовлетворять свои энергетические потребности путем создания газовых электростанций.

Кроме того, обогащение Ираном урана в центрифугах совершенно излишне для мирных нужд, так как Россия поставляет низкообогащенный уран для атомной электростанции в Бушере и мощная атомная промышленность России может поставлять в Иран дешевый уран еще десятки лет.

Несмотря на это, Иран запустил собственную дорогостоящую программу по добыче и обогащению урана в Ардакане, в центральном Иране. По словам Хоссейна Фагихьяна, заместителя главы агентства по атомной энергетике Ирана, завод по переработке урана в Ардакане, который будет производить промежуточный продукт для производства урана, известный как «желтый пирог» (yellowcake), откроется через год. «Желтый пирог» будет перерабатываться в гексафторид урана — сырье для обогатительного комбината в Натанце. Это будет второй комбинат по обогащению урана в Иране; первый, находящийся рядом с портовым городом Бандар-Аббас, уже открыт.

iranatom.ru
Отработанное урановое топливо из ядерных реакторов, таких, как, например, в Бушере, в настоящее время доставляется обратно в Россию. Приобретение своих источников уранового топлива позволит Тегерану превращать отработанное реакторное топливо, в том числе, в оружейный плутоний.

Если у Ирана появится атомный реактор, не подконтрольный МАГАТЭ, он сможет облучать отработанное топливо, вырабатывая таким образом плутоний, пригодный для создания атомной бомбы. Вдобавок, как сообщили в прошедший вторник эксперты комитету по финансам Сената, Тегеран создает завод по обогащению урана в Араке, который сможет стать дополнительным источником плутония.

Дорогостоящая индустрия полного ядерного цикла в Иране выходит далеко за рамки легитимных энергетических потребностей. Ядерные амбиции Ирана вызывают всё новые и новые экономические санкции, ставя под угрозу планы по поставке газа в Европу по трубопроводу «Набукко», а также строительство газопровода Иран-Пакистан-Индия.

Министр иностранных дел Германии Франц-Вальтер Штайнмайер и премьер-министр Польши Дональд Туск — вот лишь два западных лидера, выразивших недавно глубочайшую обеспокоенность иранской ядерной программой. Американские политики пошли дальше заявлений.

Новый законопроект Сената США (S. 970), инициированный сенатором-республиканцем от штата Орегон Гордоном Смитом, может возложить санкции на Иран и страны, сотрудничающие с ним. Примерно 70 инициаторов законопроекта являются представителями обеих партий, тем самым гарантируя его прохождение в Сенате. Если данный закон будет принят, он повлечет за собой следующее:

• Запрет на ядерное сотрудничество между Россией и США, блокировка подписания Соглашения 123 между Москвой и Вашингтоном.

• Запрет торговли с Ираном, кроме торговли продуктами питания и медикаментами.

• Запрет на торговые соглашения со странами, поддерживающими программу создания баллистических ракет и ядерную программу Ирана, такими, как Россия, Китай и Северная Корея. Он также возложит запрет на вступление Ирана во Всемирную торговую организацию (ВТО).

• Санкции для дочерних представительств в США иностранных компаний, которые нарушат законы о запрете торговли с Ираном.

• Отмену налоговых привилегий для нефтяных компаний, инвестирующих в Иран.

• Сокращение доли финансирования США Всемирного банка на сумму, которую данная организация предоставляет в качестве кредита Ирану, с последующим направлением высвобожденных средств в Агентство США по международному развитию.
Вполне вероятно, что, по крайней мере, некоторые из европейских стран, а также, возможно, Австралия и другие союзники США, могут присоединиться к такому режиму санкций. Однако Россия, Китай и, возможно, другие европейские страны к ним не присоединятся.

Россия, в частности, выступила за пакет «улучшенных» предложений для Тегерана на заседании по санкциям против Ирана в Шанхае 16 апреля, на котором присутствовали члены Совбеза ООН и Германия. Но, рано или поздно, даже Россия и Китай вынуждены будут понять, что метод пряника не работает и необходимо прибегнуть к кнуту.

zman.com

Ахмадинежад пока не готов пуститься во все тяжкие, пока он пытается «развести» Россию и Китай, с одной стороны, и США и их союзников — с другой. Советский Союз «идеологические враги» когда-то иронически окрестили Верхней Вольтой с ядерным оружием. Ахмадинежад же превращает Иран в Северную Корею с нефтью, страну-изгоя, вызывающую опасения у ближних и дальних соседей. Народ Ирана уже заплатил за опасные амбиции и безответственное поведение своего руководства, а в будущем может заплатить за них еще большую цену.

По словам бывшего члена парламента Ирана и эксперта по ядерной проблеме Ахмада Ширзада, Тегерану стоит смягчить свою позицию по отношению к Совету безопасности ООН. «Грядущие санкции Совбеза ООН по ядерной программе Ирана могут быть еще более жесткими и привести к экономическому кризису в стране. Ирану не следует обогащать свой уран. Изоляция страны из-за этой ненужной программы является неправильной политикой. Иранские власти не должны пренебрежительно относиться к тому, какую обеспокоенность вызывает в мире их ядерная программа», — заявил Ширзад азербайджанскому новостному агентству Trend.

Но, в конце концов, это дело иранцев. А зачем же России терять миллиарды долларов и продолжать сотрудничество с Тегераном, если Соглашение 123 открывает дорогу улучшению российско-американских отношений и многомиллиардные перспективы ядерной промышленности обеих стран?

 

Автор — ведущий эксперт Фонда "Наследие" по проблемам России, Евразии и международной энергетической безопасности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсудить "Реальный мир: цена иранского вопроса" на форуме
Версия для печати
 



Материалы по теме

Прямая речь //
В СМИ //
В блогах //
Прямая речь //
В СМИ //
Первый среди… парий // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ
Прямая речь //
В СМИ //
В блогах //
Союз изгоев // АЛЕКСАНДР ГОЛЬЦ