Реальный мир: Геополитика по БРИКу
Заявление гендиректора Газпрома Алексея Миллера, что его компания по капитализации догонит и перегонит всех — знамение времени. Госкомпании и суверенные финансовые фонды (Sovereign Wealth Funds) стали в XXI веке тем, чем были линкоры и авианосцы в XIX-XX веках.
Деньги пахнут глобальным геоэкономическим соревнованием. Страны, которые всего лишь десятилетие назад считались партнерами, если не друзьями Америки (как, например, Россия в 1990-е), теперь возглавляют геополитические процессы, размывающие гегемонию США. Причиной тому высокие цены на нефть.
Казна полна как в Москве, так и в Тегеране. Китай, сборочный цех всего мира, извлекает выгоду из мирового спроса на любые товары, от стройматериалов до инструментов. В настоящее время Китай обладает самыми большими в мире золотовалютными резервами, в то время как Россия находится на третьем месте, быстро нагоняя Японию.
Россия, Иран и Венесуэла играют в геополитическую игру, в которую они хотели бы вовлечь Китай, Индию и Бразилию. На недавней встрече министров иностранных дел Бразилии, России, Индии и Китая (стран БРИК) в Екатеринбурге была принята российская позиция по Косово. Тенденция, однако, как говорят некоторые.
Министры стран БРИК также поддержали российский план по созданию глобальной экономической системы — альтернативы послевоенной бреттонвудской системе, которая включает Всемирный банк, Международный валютный фонд и межбанковские клиринговые механизмы.
На прошедшем недавно 3-м Международном конгрессе на тему азиатско-турецких отношений, организованном турецким институтом стратегических исследований ТАСАМ, в котором участвовал автор статьи, якобы нарождающаяся «ось» Россия- Индия-Китай обсуждалась как данность.
Возможно, участники конференции слегка поторопились. В конце концов, между Нью-Дели и Пекином и даже Москвой и Пекином имеется слишком много противоречий. А Бразилия слишком далеко — и слишком много торгует с США, чтобы стать членом антиамериканского альянса.
В то же время российские лидеры превратили в науку использование финансовых рычагов и энергоносителей, для того чтобы приобретать друзей и влиять на соседей. Примером тому может служить Украина, которой на новый 2006 год перекрыли поставки газа на четыре дня, а у Европы западной газопоток просел аж на четверть.
Деньги могут все. Большое количество денег может еще больше. Недавняя конференция Европейского парламента в Брюсселе по отношениям с Россией продемонстрировала, что Германия является лучшим другом России в Европейском Союзе и для представителей Германии она вне критики.
Немецкие бизнесмены постоянно лоббируют интересы России, пытаясь влиять на канцлера Ангелу Меркель из Христианского демократического союза. А лидер социал-демократической партии, её партнер по Большой коалиции, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штейнмейер известен как лидер пророссийски настроенной фракции в немецком правительстве.
И в этом — глубокий смысл. Германия выступила против США на саммите НАТО в Бухаресте и возражала против вступления Грузии и Украины в эту организацию.
Газпром нанял бывшего начальника Штейнмейера, экс-канцлера Германии Герхарда Шредера, в качестве главы консорциума по строительству газопровода «Северный поток» за один миллион евро в год, а также выступил с аналогичным предложением бывшему итальянскому премьеру и бывшему президенту Евросоюза Романо Проди. Пока что Проди отказывается — может, ждет большего.
Владимир Путин активно заключает энергетические сделки с Сильвио Берлускони и французским президентом Николя Саркози, несмотря на то что оба считаются проамериканскими политиками.
Известный итальянский эксперт по геополитике и издатель журнала Limes Лучио Караччиоло считает, что по влиянию Россия стала второй державой в Европе после США.
Страны Евросоюза, Россия, Иран, Венесуэла и даже союзник США Кувейт отказываются от использования долларов США в сделках с электроэнергией по энергоносителям в пользу евро. Отказ от доллара в качестве основной международной валюты по энергорассчетам может понизить спрос на доллары и повысить предложение, вызвав дальнейшее падение этой валюты, вплоть до катастрофического. Ослабевший доллар и повышенная инфляция могут усугубить длительный процесс экономического спада США.
Секретарь казначейства (министр финансов) США Генри Поулсон направляется в Саудовскую Аравию, Катар, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты с целью попросить производителей добывать больше нефти, чтобы снизить цены на бензин и направить больше денег в залихорадившую банковскую систему США, которая страдает от последствий ипотечного кризиса.
Чтобы предотвратить экономический и геополитический спад и противостоять богатым нефтью соперникам, США необходимо признать ущерб, который наносят мировой экономике свехвысокие цены на нефть, и выработать стратегию для изменения геоэкономической ситуации.
В короткой перспективе США необходимо развивать свой собственный топливный сектор. Наращивание добычи нефти и газа на Западе страны, а также на шельфах Тихого и Атлантического океанов и на Аляске может способствовать этому. Необходимо развивать и нетрадиционные источники нефти, такие как битуминозный нефтеносный песок и битуминозные сланцы. Также необходимо развивать добычу угля и атомную энергетику.
Конгресс США должен отменить субсидии на производство этанола из кукурузы, одновременно сняв таможенные пошлины на конкурентоспособный этанол из сахарного тростника. Бразилия и Африка могут производить больше этанола, чем Айова и Небраска. Однако в долгосрочной перспективе нужны более продвинутые технологические решения, чтобы регулировать глобальное перераспределение богатства.
Взлеты и падения мировых держав происходили, среди прочего, и из-за базовых экономических факторов, таких, как избыточный дефицит бюджета, необратимая деградация производственной базы, удушение инноваций и предпринимательства. США не должны позволить, чтобы с ними это случилось. Америка не должна дать себя запугать или обанкротить.
Автор — доктор философии, ведущий эксперт Фонда "Наследие" по российским и евразийским исследованиям и вопросам международной энергетической безопасности.