Большая ложь
Есть ложь, а есть статистика. А еще есть социология. Которая производит статистику. Опрос ВЦИОМа об отношении к цензуре вызвал у кого-то уныние, а у кого-то возгласы типа: «Ну мы же говорили! Давно пора!»
Так вот, судя по опросу, 58% россиян выступают за государственную цензуру в СМИ, причем более четверти настаивают на этом категорически! Либералы качают головой, мол, до чего докатились, народ не хочет знать правду, ратует за полицейское государство, ограничивающее свободу слова и свободу распространения и получения информации. А о чем говорят сторонники цензуры?
А вот это — очень интересный вопрос! Потому что они ни разу вам не обмолвятся о слове и его свободе, о правде и возможности ее узнать. Они вообще говорят как будто о чем-то другом. О чернухе и порнухе, о разврате и бездуховности, о нравственной пустоте. И вот именно цензура, по их мнению, и может поспособствовать улучшению, искоренению и преодолению всего вышеозначенного.
Это же прекрасно — применять для улучшения пищеварения лекарство от головной боли. И, оказывается, граждан не так сложно убедить в том, что именно это лекарство от этого недуга лучше всего помогает. Против чего на самом деле протестуют респонденты? Что они вообще понимают под СМИ? Под СМИ наши граждане понимают телевидение. «Не будет ни театра, ни кино — одно сплошное телевидение». Журналы, газеты, радио остались на периферии массового внимания. Народ прильнул к экранам. А там идиотские сериалы, кровавые «патрули» и «максимумы», чудовищная реклама, «петросяны» и т.д., и т.п.
С одной стороны, судя по рейтингам, население всё это потребляет в диких количествах, а с другой — это же население (точнее, видимо, какая-то его другая часть) приходит от увиденного в возмущение. И вожделеет цензуры в надежде, что будет избавлено от созерцания кровавых разборок, не менее кровавых аварий и убийств, пьяных карликов, голых девок, дебильных мультиков и пультиков и, разумеется, всенепременно от рекламы. Да, товарищи дорогие, часть респондентов всерьез ратует за внедрение государственной цензуры для того, чтобы она, цензура, ликвидировала телевизионную рекламу.
Что мы имеем «на выходе»? Мы имеем граждан, которые весьма смутно представляют себе, что такое цензура и для чего она нужна, нетвердо знают, что такое СМИ и чем они могут еще заниматься, кроме демонстрации рекламы, «мыла», «секса», криминала и жизни знаменитостей. Мы имеем придворных политиков, которые в большинстве своем прекрасно знают, что такое цензура, для чего она на самом деле нужна. И что такое СМИ, они знают тоже отлично. Но придворные политики прикидываются дурачками и разговаривают с народом на понятном ему языке, призывая цензуру на борьбу с «безнравственностью».
И мы имеем социологию, которая аккуратно опрашивает граждан под нужным углом зрения, а потом делает перевернутый с ног на голову вывод: граждане выступают за цензуру! Да не за цензуру они выступают! Спросите их: хотите ли вы, чтобы от вас скрывали важную информацию, хотите ли вы, чтобы вместо всей правды вам говорили только то, что посчитают нужным сказать, хотите ли вы быть лишенными права свободно выражать свою точку зрения в прессе и узнавать из нее свободную точку зрения других людей? Уверен, что «да» на такой вопрос не ответят не только 58%, а вообще почти никто. Но именно это и есть цензура.
А людей спрашивали фактически-то о другом! Хотите ли вы, чтобы по телевидению не показывали насилие, разврат, идиотские шутки, дурацкие сериалы и надоедливую рекламу? И когда люди вполне логично сказали «да»— это оценили, как желание ввести цензуру. Но именно на основании этого «да», на основании многих других похожих исследований и опросов, можно добиться введения реальной и повсеместной цензуры.
И не только на телевидении, где политическая-то цензура давно есть, а вот контроля за «развратом» нет и не предвидится, но и в печатных СМИ, и на радио, и, разумеется, в интернете, который целиком приравнять к СМИ пытаются постоянно. Гражданам скажут: выступайте за цензуру, и мы избавим вас от надоедливой рекламы прокладок и пива. А в итоге прокладки и пиво-то никуда не денутся. Боюсь, что в этом случае как раз-таки они одни, родимые, и останутся в информационном пространстве. В промежутках между победными реляциями из Кремля.