Нравственный идиотизм
По-моему, это даже принятый медицинский термин.
Во всяком случае, его значение очевидно. Нравственные идиоты не воспринимают страдания других людей или просто даже радуются зрелищу этих страданий. Тот, кто страдает, вызывает презрение и желание, чтобы страдал сильнее. Бесчувствие и/или садизм. При этом они полны уважения и/или любви к тому (тем), кто причиняет страдания окружающим — видят в них не только грубую силу, но и высший моральный авторитет. Так подростки восхищаются шпаной, а взрослые — диктатурой. Из этого вытекает желание подражать авторитету — скажем, быть «шнырем» при «пахане» или же «шнырем-патриотом» при Государственном пахане.
Понятно, что такие настроения глубоко укоренены в биологической природе Homo sapiens, растут прямо из пещер, где плотоядные обезьяны поедали друг друга. И качества эти, соответственно общечеловеческие, идут «через века и страны». Они свойственны всем людям — только в разной степени. Обычный мирный обыватель (я, например) совершенно не чужд нравственного идиотизма, но есть в нем и другое… Как было о нас сказано в период максимального нравственного идиотизма всей страны: «Ну что же… они люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди…». Да — как люди различаются по обычному идиотизму, так различаются и по степени нравственного идиотизма. Но это качество не только врожденное, но и социальное — зависит от моды, от мейнстрима, от политики, от государственного устройства и идеологии.
Одна из важных характеристик всякой цивилизации — насколько нравственный идиотизм распространен «здесь и теперь». Прогресс в последние 2000-3000 лет видится именно в том, что эти качества обществом более или менее подавляются и юридически и морально. Но прогресс — в этом и его прелесть, — разумеется, не линеен, движется зигзагами. Например, в нацистской Германии, в сталинском СССР, в Кампучии Пол Пота и т.д. Государственный Нравственный Идиотизм был официальной нравственностью и моралью. Да, Сталин и Пол Пот не выражались с классической прямотой Гитлера: «Я избавляю вас от химеры, именуемой «совестью» или «В каждом человеке сидит свинья. Наша задача — чтобы она хрюкала громче. И по приказу». Но суть их политики была ровно та же. Благонамеренные граждане этих стран могли вслед за Швейком гордо доложить: «Я — официальный идиот».
Если отбросить заведомо не выполнимую на практике христианскую мораль (подставь левую щеку, любите врагов ваших и т.д.), то существуют две полярные морали.
Не делай другому того, чего сам себе не желаешь. Рациональное обоснование: если ты не хочешь, чтобы это сделали с тобой — сам этого не делай другим. (Отсюда, кстати, — «не убий» и т.д.) Мораль гражданского общества, правового государства.
Делай другому то, чего сам себе не желаешь. Обоснование: если не хочешь, чтобы это сделали с тобой — сделай это другим ПЕРВЫМ. Бей первым. Мораль зоны: сегодня — ты, а завтра — я. Чтоб я попал «завтра», тебя я должен выпихнуть «сегодня».
Все эти рассуждения — совсем не абстракция.
Меня, разумеется, волнует вопрос о нравственном идиотизме родной страны. По моим эмпирическим наблюдениям этот уровень за последние годы вырос. Встал с колен, чем мы справедливо гордимся.
Один из показателей — так называемое дело Бахминой.
Сейчас создан такой сайт «bakhmina.net». Он создан в пику сайту, где люди обращаются к Медведеву с просьбой освободить Бахмину.
Создатели «bakhmina.net» обращаются с контрпросьбой — ни в коем случае не освобождать.
Сайт «против Бахминой» создан примерно неделю назад. Число подписавшихся ничтожно — где-то 1300 человек. «За Бахмину» тоже подписалось очень мало народу, но все-таки где-то под 70 000 (правда, из них тысяч 10-15 — эмигранты).
Но, боюсь, соотношение нравственных идиотов и людей более-менее нравственно вменяемых в нашей стране совсем не 1:60. Просто сайт «против Бахминой» не раскручен. Кстати, характерная деталь — его посетители чего-то вечно боятся. Те, кто просит об освобождении, подписываются всегда полностью — ф.и.о. Добровольные тюремщики Бахминой очень часто не подписываются, ставят инициалы, а то и просто псевдонимы (один написал «Шопенгауер». Ну и самооценка… Я подумал, интересно, одобрил бы его сам великий мизантроп?).
Кроме того, общаясь на «Эхе Москвы» с благодарными слушателями, да и просто говоря со своими уважаемыми соотечественниками, имею основания считать, что если мы и не «страна нравственных идиотов», то, во всяком случае, их далеко не 1%, и не 2%. И не 10%.
Ну ладно… Итак, почему же Бахмину не надо освобождать?
«Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В таком положении, как Бахмина, пребывают сегодня и сотни других женщин-заключенных. Но по этим женщинам так называемые правозащитники не взывают к Вашему состраданию и в пользу их подписи не собирают». Ну так восполните пробел: соберите подписи под предложением, скажем, амнистировать ВСЕХ беременных, сидящих за ненасильственные преступления. Между прочим, по-моему, неплохая идея. Хотя и спорная: ведь такая амнистия «без повода» означает фактически, что надо пересмотреть закон. А именно: заключенные, сидящие по «ненасильственным» статьям, отныне должны освобождаться, в случае если они забеременеют. Я не юрист, мне трудно оценить разумность такой общей меры. Теоретически вроде правильно — но я бы не спешил с выводами, пока не услышу доводы «против».
Спешу оговориться, что соображение «а тогда они все забеременеют», по-моему, глупое. Хотя бы потому, что по нетяжелым статям сидеть человеку 2-3-4 года, ну а ребенок-то — на всю жизнь. Так что если это ребенок НЕЖЕЛАННЫЙ, то едва ли многие пойдут на такой вариант. А если ЖЕЛАННЫЙ — так и хорошо!
В общем, есть тема для обсуждения. И было бы хорошо, если бы оно состоялось.
Но понятно, что сторонников лагерной справедливости это совершенно не интересует. Аргумент «сидят и другие» нужен не для того, чтобы освободить этих «других», а только для того, чтобы не освобождать треклятую Бахмину.
«Помилование Бахминой пошлет раздражающий сигнал честным людям о том, что соучастие в больших преступлениях дает возможность рассчитывать… на президентское помилование».
Как известно, почти все «честные люди» в нашей стране свято убеждены в том, что «соучастие в больших преступлениях» является условием необходимым и достаточным для «соучастия во власти». Всеобщее убеждение таково: всякий крупный чиновник и бизнесмен «не пойман — но вор». Если не 100%, то уж 90 — точно. Кстати, так считают даже лояльные избиратели «ЕР». Большинство ненавидит Ходорковского и Бахмину, но при этом не сомневается, что «все во власти — безнаказанные воры». Уверен, что ровно так считают и подписанты «bakhtina.net».
Так какой же «раздражающий сигнал» НА САМОМ ДЕЛЕ могло бы послать «честным людям» освобождение Бахминой?
Сигнал очевиден: власть может проявить милосердие, хотя бы когда ей это ничего не стоит. Больше того: на власть можно повлиять, власть можно «принудить к милосердию», и это не так уж безумно трудно — если дело не касается собственно политики. Вообще, может быть, власть это не только «чиновное иго», оккупирующее, презирающее и грабящее эту страну? Власть иногда способна смотреть на своих подданных не только с брезгливым омерзением, но и пойти навстречу кому-то, способна хотя бы сделать вид, что мы все, в принципе, вроде «граждане одной страны», и не так уж велика радость власти оттого, что вот еще одного растоптали…
Вот такие «раздражающие сигналы».
Раздражающие тех граждан, которые способны жить с комфортом только в режиме «сидеть, бояться!». Этих граждан навалом во власти — и это далеко не только профессиональные тюремщики. Но гораздо большее число их вокруг власти — тюремщики-любители, играющиеся в тюремщиков нравственные идиоты. Таковых больше просто потому, что власть не резиновая, мало кого вмещает. Большинство остается щелкать зубами снаружи власти…
Нравственным идиотам нравится (т.е. доставляет простую человеческую радость), что кого-то топчут — и они испытают горькую обиду, если эта радость в данном конкретном случае кончится.
Радость еще куда больше оттого, что власть отказывает в их просьбе проклятым либералам, к каковым, безусловно, причисляются все, кто просит освободить Бахмину. Кроме садизма «чистого как слеза ребенка», так сказать общечеловеческой радости оттого, что кого-то мучают, тут есть и другое: здоровая классовая ненависть. Нравственные идиоты делят мир на своих и чужих. Так поступают вообще все люди. Но нравственные идиоты отличаются тем, что у них это деление антагонистически-пещерное: или мы съедим «их» — или они съедят «нас». Еще важнее то, что нравственный идиот мыслит ТОЛЬКО категориями стаи: отдельного человека вообще не видно. Соответственно, их «правосудие» сугубо пещерное: «не наш» (классово чуждый, расово чуждый — отдельное раздражение, судя по репликам на bakhmina.net, вызывает то, что за русскую Бахмину подписалось много людей с еврейскими фамилиями) всегда неправ, потому что «не наш».
Ну и «если враг не сдается — его уничтожают». (Кстати, ровно таких же нравственных идиотов хватает во всех политических лагерях — например, среди «демшизы», всюду ищущей «врагов», «агентов Суркова» и т.д.). Но вернемся к нашим баранам. Для логичности и гармоничности своего мира они вполне скромную по доходам Бахмину записали в «классово-чуждые», чтобы с чистой душой ликовать по случаю ее заключения. (Что касается больших миллиардеров во власти, то их, понятно, тоже терпеть не могут, но, поскольку на них лежит аура «нашей власти», к ним отношение другое. А почему, позвольте спросить власть, – «наша»? Да только потому, что, как они считают, власть топчет «не наших» — от американцев до либералов. Правда, делает это недостаточно, но дареному коню в зубы не смотрят.)
Теперь еще несколько слов о том, как я в реальности вижу это самое «дело Бахминой».
Бахмина — самая обычная женщина, никто не слыхал ни про какие ее идеологические взгляды, ее дело не имеет НИ МАЛЕЙШЕЙ политической подоплеки. Есть некоторая общая корпоративная ненависть к ЮКОСу, но Бахмину легко отцепить от ЮКОСа — особенно теперь, когда она наконец «призналась» на восьмом месяце беременности…
Уверен, что теперь, после «покаяния», ее освободят — судебную сделку доведут до конца да еще постараются извлечь из этого свою пропагандистскую выгоду. Правда, освободят нескоро — куда бюрократии торопиться. Ничего от этого освобождения власть не потеряет, никаким «политическими сигналом» это не станет — это вам не «возвращение Сахарова из ссылки». Не станет это сигналом к пересмотру дела ЮКОСа. Не станет это, скорее всего, и сигналом к освобождению других беременных заключенных. Это будет просто освобождение одной конкретной женщины — и любому нравственно здоровому человеку, по-моему, должно быть приятно, если он поучаствовал в этом деле, помог кому-то из тюрьмы освободиться. Не больше и не меньше. Помочь по мере сил отдельному человеку, не мечтая ни о каких «общеполитических лаврах», — это ВСЕ, что сегодня можно сделать в нашей стране. И это — совсем немало. Как помочь конкретному больному, скажем… Тем более что никаких великих жертв это не требует.
И последнее.
Почему же все-таки такое внимание именно к этой самой Бахминой?
Да нипочему! СЛУЧАЙНО. На дело ЮКОСа направлены прожектора. В их луч попала самая обычная, очевидно ни в чем не виноватая женщина. Ее школьная подруга написала сильное честное письмо. Люди решили помочь. Возник сайт, стали собирать подписи. До власти понемногу, кажется, дошло, что это не «политическая диверсия» и махина этой власти стала медленно, по микрону разворачиваться, и, видимо, месяца через 2 развернется, и отпустят ее на волю. И постепенно о ней забудут — но она уже будет на свободе. Надеюсь. И у многих будет чувство, что вот, сделали все-таки доброе дело…
Вот и вся история.
Каким же нравственным идиотом надо быть, чтобы не понять это, а продолжать в своем бреду с кем-то «бороться», радоваться, что кого-то «из чужой стаи» ломают и топчут, бояться, что кому-то станет легче жить на свете…
И до какого же нравственного идиотизма дошло общество, где такие идиоты составляют если не большинство, то, по крайней мере, агрессивное меньшинство.