Бизнес-план и бабушка в углу
В вагон метро стремительно вошла интересная девушка лет двадцати пяти в изящном малиновом пальто, с затейливой венецианской сумочкой через плечо, декорированной муранским стеклом. Вошла — и стремительно направилась к свободному месту.
Через секунду она совершила столь же стремительный разворот — и, отбежав, встала поодаль.
Этот маневр — рывок к свободному месту и стремительный разворот — совершали все, кто входил в эти двери, потому что в углу сидела бабушка-бомжиха со скарбом, и за два метра от бабушки дышать было уже нельзя.
Бабушку не мыли с горбачевских времен, а начиная с путинских, она уже и ходила под себя по месту дремы.
Девушка в малиновом пальто отбежала прочь от всего этого и, встав поодаль (рядом со мной), вынула из венецианской своей сумки книжку. И погрузилась в чтение.
Я осторожно глянул через плечо. Это был учебник, и читала девушка главку «Составление бизнес-плана». Правильная девушка, дай ей бог.
Но, как сформулировано не мною, слабость системы определяется слабостью его слабейшего звена. Дрогнувшие пальцы при передаче эстафетной палочки делают бессмысленной всю ямайскую резвость ног; человека с отказавшей почкой не спасет умение разбивать головой кирпичи… А стабильность российского общественного устройства определяется, надо вам заметить, не стойкостью ароматов из бутика Дарьи Жуковой (чей жизненный бизнес-план реализован, кажется, вполне), а вот как раз запахом от бабушки-бомжихи.
В этом пункте у нас — закоренелая стабильность.
При шестидесяти долларах за баррель от бабушки пахнет так же, как пахло до кризиса, при ста тридцати, — и возвращение цен на прежний уровень этой диспозиции очевидно не изменит.
Что же делать?
Вызов милиции проблемы не решит: бабушку надо не задерживать, а мыть. Помыть, покормить, дать поспать — не сидя в собственном запахе в углу вагона, а лежа в тепле и на белье.
Но в стране, несколько лет с вселенским грохотом встающей с колен по случаю немыслимой нефтегазовой халявы, денег на горячую воду бабушке, смену белья и трехразовое питание так и не нашлось.
И среди обитателей списка русского «Форбса» (кроме бывшего лидера этого списка, предусмотрительно засунутого в каменный мешок под Читой) не нашлось человека, который… не говорю о милосердии, но хотя бы трезвой своей головой догадался, что запах бабушки однажды сделает бессмысленными все его венчурные проекты.
Что у бабушки может оказаться дедушка, а у дедушки внучек, а у внучка — низкий социальный статус, запас нерастраченных сил и вилы в руках.
На федеральную администрацию, занятую новым перепиливанием старых бизнесов, и на анекдотического старика Батурина, конкретно руководящего самым дорогим городом мира, надежды немного, поэтому мне кажется, сограждане, что самое время взяться за голову самим.
Давайте учитывать бабушку при составлении бизнес-плана! Иначе однажды венецианские стеклышки начнут вставлять нам в глаза.