За допинг — в тюрьму
Общественная палата неожиданно приняла допинг. Ну то есть выступила по допингу. Предлагают за его применение давать вплоть до тюрьмы.
Общественная палата странная, скажем так, организация. Гражданское общество в пробирке. Или в вольере зоопарка. К тому же постоянным нашим читателям известно, что их покорный слуга работает адвокатом дьявола, выступая «за» допинг. Но в этом конкретном случае все так парадоксально сошлось, что я и Палату хотел бы похвалить, и ее инициативу в целом поддержать.
Я ведь, собственно, не за допинг выступаю, а, во-первых, против ханжества. Во-вторых, против бизнеса в виде борьбы с допингом. А в-третьих, за презумпцию невиновности в отношении спортсменов, которые во всех этих историях всегда виноваты заранее, всегда оказываются крайними и, что особенно важно — единственными виновниками. При таком подходе уголовная ответственность за допинг, как это уже есть в некоторых странах — прямой путь к расправе над людьми, чья виновность зачастую весьма сомнительна.
Но вот нашу Общественную палату я поддержу по одной причине. Она предлагает признать, что спортсмен не единственное и не всегда даже главное звено в «преступной цепи». Между прочим, очень верно заметил президент Всероссийской легкоатлетической федерации Валентин Балахничев, когда сказал, что в спорт-то ребята приходят полными романтики, желания соревноваться честно и побеждать в равном бою.
Не с ампулами и таблетками приходят они в секции и спортшколы. Допинг им дают их тренеры и доктора. Как ослушаться тренера? Да и почему, собственно, его не стоит слушать. Тренер убедительно объясняет спортсмену, что для улучшения результатов надо делать то-то, принимать то-то. Как в юном возрасте понять, что тебе предлагают нелегальный препарат? Как уже в более взрослые годы наверняка определить, что твой наставник дает тебе не витамины и разрешенные восстановительные микстуры, а противозаконные средства?
А уж с доктором тем более не поспоришь. Легко говорить, мол, надо свою голову на плечах иметь. Но вот вы-то сами часто имеете эту голову на приеме у врача. Можете, конечно, назвать его полным идиотом, но чаще всего следуете тому лечение, которое он назначил, пьете те таблетки, которые он велел. Верно? Спортсмен такой же «пациент», у которого нет резона не доверять врачу, нет резона и своему наставнику перечить.
Но потом-то, когда возьмут пробы и найдут в них компромат, пострадает один спортсмен, а тренер с доктором почти наверняка окажутся не причем, ото всего открестятся и отмажутся. Таким образом, очень часто рискует всем только тот, кто меньше всего и виновен. Поэтому, раз уж общество так уверено в том, что допинг — это страшное зло и с ним надо бороться, лучше бороться именно так — наказывая всех причастных и строже карая именно тех, кто все спланировал и организовал, а не только того, кто в пробирку пописал или вену подставил под роковую пробу.