В Киеве вспоминают о голоде и ожидают холода
22 ноября в Киеве открывается памятник жертвам Голодомора — 30-метровая свеча из белого камня с четырьмя черными крестами. Памятник возвели в рекордные сроки — менее чем за два месяца. Строительство обошлось в 750 млн. грн., и это лишь «первая очередь» мемориала. Вторая пока не запущена, ибо сам проект… «еще не утвержден на международном конкурсе».
По логике, в тот же день — 22 ноября — в Киеве на Майдане предполагалось отмечать День Свободы, некруглую годовщину «оранжевой революции» 2004-го года. Но на этот раз День Свободы отменили: первые лица не явятся на Майдан, но — вместе или порознь — отметятся у нового памятника на площади Славы. Киевские журналисты находят это «глубоко символичным». И в самом деле, в нынешней ситуации напоминание о лозунгах Майдана — «Разом нас багато», подковы на счастье и «Ющенко – так» — выглядит если не иронией, то, как минимум, двусмысленностью.
Самым дефицитным товаром на этой неделе в Киеве стали… колоски: именно колоски предписано по новому ритуалу возлагать к подножию белой свечи, и чиновники всех рангов и мастей днем с огнем ищут символические «снопы». На украинских телеканалах в эти дни запрещены к показу развлекательные передачи и рекомендованы фильмы про Голодомор, которых, как теперь выяснилось, предостаточно: в течение последних лет кино «по бюджетному заказу» снимали все — от заслуженных американцев до учеников львовского техникума. В Киеве открывается «международный форум» под девизом «Украина помнит, мир признает», и движение в центре Киева до середины дня 22-го ноября будет полностью перекрыто. Приуроченные к годовщине Голодомора выставки открываются во всех украинских музеях, программы по «отмечанию» — вплоть до школьных «уроков Голодомора» и утренников в детских садах — разрабатывались и утверждались в Министерстве культуры.
В конечном счете — как это бывает всегда и везде — коль скоро есть на то высокая чиновничья воля и открытые бюджеты, граница меры и здравого смысла пройдена в самом начале и безвозвратно, из народной памяти сделали жупел, а сами организаторы пышных «торжеств» добились совсем не того результата, на который рассчитывали. Если предполагалось сделать Голодомор некой точкой отсчета новой «национальной идентичности», то на фоне исключительно дорогих и неуместных в контексте кризиса «урочистостей», он станет очередным спекулятивным проектом президентских технологов. Не менее и не более провальным, чем все остальные. Единственная вещь, которая неизменно удается Виктору Ющенко и его пропагандистам: обострение антироссийских страстей и, соответственно, отношений с восточными соседями. И здесь, надо отдать должное соседям, они всегда выступают в резонансе.
Ответную партию сыграли, как по нотам: Дмитрий Медведев отклонил приглашение участвовать в субботних «урочистостях», российская пропагандистская машина отработала тему по лекалам «это все придумал Черчилль в восемнадцатом году» и, в конечном счете, дала право даже самым здравомыслящим из украинских историков сказать: Россия, не признавая вину сталинского СССР, тем самым признает себя наследницей именно сталинского СССР. Поставленная в теме точка, как и следовало ожидать, «газовая». Одновременно с «отказом» Медведев призвал «взыскать долг за газ с Украины — в добровольном или принудительном порядке».
Цифру долга немедленно обнародовал Газпром — два миллиарда четыреста миллионов долларов. «Нафтогаз Украины» признает ровно половину, при этом напоминая, что на недавней встрече двух премьеров — Владимира Путина и Юлии Тимошенко — тема долгов не поднималась.
С другой стороны, приближается декабрь и соответствующий саммит НАТО, где вновь поднимется вопрос о ПДЧ. И приближается Новый год с традиционным уже новогодним телезрелищем: Миллер отключает Украину от газа. Европейские участники саммита должны подумать о зиме, украинские чиновники должны подумать о газовых ценах и схемах.
Рядовых украинских телезрителей уже предупредили, что давление в теплотрассах понижается, что зима будет холодной и нынешний холод — как и давнишний голод — ни что иное, как «рука Москвы».