Итоги года. Кто бы ни был виноват, проиграли все
Секретариат президента Украины официально объявил 2008-й «годом экономического поражения»: промышленный спад в некоторых отраслях составил 65% (речь о металлургии, чья продукция до сих пор была главным экспортным товаром Украины), совокупный объем убытков химических предприятий в ноябре достиг 22 млн долларов. Наконец, строительство, все последние годы демонстрировавшее бурный рост, практически остановлено. По величине инфляции Украина — чемпион Европы: 21-22%.
Характерно, что о политических итогах 2008-го Секретариат президента помалкивает. В экономическом провале президент посчитал своим долгом обвинить премьера Юлию Тимошенко. Что же до провала политического —распущенного на словах парламента, в конечном счете оставленного в покое, но так и не работающего, падения всех на свете рейтингов и перманентных дрязг, в которых погрязли все ветви и все субъекты власти Украины, то здесь следовало бы, по крайней мере, разделить ответственность. Но самая мысль о том, что хоть что-то в этой ситуации следует сделать вместе — пусть даже заявить о совместной ответственности, — для Ющенко и Тимошенко невыносима. Времена, когда лидеры Майдана — пусть через третьих лиц —способны были договориться о компромиссах и пусть неискренне, но демонстрировали видимое единство, похоже, прошли безвозвратно.
Последняя неделя уходящего года началась с того, что Тимошенко обвинила Ющенко и Нацбанк в валютных спекуляциях и объявила о своем переходе… в оппозицию президенту (предполагалось, что до этой минуты они дружно работали в одной команде). Президент немедленно обозвал премьера «воровкой» и «авантюристкой», заявив, что отныне Тимошенко находится «в оппозиции украинскому народу». В ответ Тимошенко возложила на Ющенко ответственность за… дефолт 1998 года и предложила пересмотреть итоги сакраментального «третьего тура» выборов-2004.
Теперь очередь за Ющенко, и мало кто сомневается в том, что итоговая пресс-конференция главы государства станет не чем иным, как новым продолжением старого спора. Проблема в том, что спор этот с некоторых пор интересен лишь самим фигурантам. Если до какого-то момента условный электорат реагировал на взаимные выпады и угрозы досрочных выборов, то за последние месяцы украинцы, кажется, перестали всерьез воспринимать кого бы то ни было из участников этого реалити-шоу. Единственный интерес, который еще питают люди в ожидании пресловутой пресс-конференции Ющенко: прозвучит ли в прямом эфире самый популярный вопрос из заданных президенту на соответствующем сайте? Звучит он так: сколько нам, простым людям, надо заплатить, чтобы Вы навсегда выехали за границу и не мешали Украине нормально развиваться? Справедливости ради: формулируется он всякий раз по-разному, украинские СМИ варьируют версии, и в зависимости от политической ориентации издания компания тех, кому предлагается «выехать за границу», то сужается до одного президента, то расширяется — т.е. президенту предлагают захватить с собою всех министров и депутатов.
Столь катастрофически заканчивающийся год в прошлом декабре, помнится, был назван Годом Железной Крысы: начинался он триумфальным возвращением Юлии Тимошенко в Кабинет министров. Экономика показывала стабильный рост, и, по самым пессимистическим прогнозам, на ближайшие два года рост этот должен был составить не менее 5%. Гривна была тверда как никогда, и в середине года Кабмин об руку с Нацбанком устроили очередную ревальвацию (повторение истории 2005 года): долларовая масса, говорилось тогда, в избытке, гривна недооценена, и в летние месяцы курс гривны к доллару официально составлял 4,5:1 (против стабильного 5,2-5,3). Сегодня курс обменников достиг психологического барьера в 10:1, это несколько отличается от официального курса, и говорят, что в новый 2009 год Украина войдет без обменников. А также без валюты, без бюджета, без коалиции — банкротом политическим и экономическим.
Произойдет ли на этом фоне обещанный Тимошенко и регионалами импичмент президента? Сценарии его прорабатываются юристами БЮТ и Партии регионов, но в правовую процедуру верится с трудом, в новую революцию — тем более: «Как занесли мы Виктора Ющенко, так и вынесем — только без участия народа», — заявили бютовцы журналистам украинского «Коммерсанта». Ключевые слова тут «без участия народа». На самом деле, главный итог 2008-го — тотальная «автономия» украинского народа от украинских политиков. Оптимисты полагают, что это к лучшему, что в новом году появятся новые лица и это будут совсем другие люди, профессиональные и адекватные. Хочется верить, особенно в виду того, что говорят пессимисты. А пессимисты в принципе сомневаются в сохранении государства Украина.
Социальных
беспорядков ожидают к весне, когда большая часть украинского Востока ощутит на
себе последствия краха металлургической отрасли, а на Запад в массовом порядке
вернутся из Европы «заробитчане». Все это ожидаемо и предсказуемо. Однако
первый звонок, похоже, раздался оттуда, откуда его мало кто ждал. «Слабым
звеном» оказалось Закарпатье: русины потребовали автономии и напомнили чехам о
давнишнем неправедном отторжении Подкарпатской Руси от Чехословакии. Иными
словами, русины первыми заявили, что намерены покинуть тонущий корабль вместе
со своей частью трубы.
Станет
ли это началом конца и как переживет Украина 2009 год? Собственно, в этом на
сегодняшний день главный вопрос, а не в том, кто именно виноват в «поражении
2008-го». Кто бы ни был виноват, проиграли все.
Киев