КОММЕНТАРИИ
В экономике

В экономикеО поддержке отечественного производителя (Часть 2-я, поощрительная)

26 ЯНВАРЯ 2009 г. АНТОН ОРЕХЪ

 

auto.sarbc ru

 

В прошлый раз мы говорили о новых пошлинах на импортные иномарки как о карательной мере по поддержке российского автопрома. Теперь о мерах поощрительных, коих тоже немало и которые отличаются причудливым разнообразием и неслыханной щедростью.

Как уже было сказано, в список трехсот системообразующих предприятий вошли и пять автопроизводителей: «АвтоВАЗ», ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ и «Северсталь-Авто» (как по привычке называют еще предприятие с загадочным наименованием Sollers). Как и все подобные фирмы, на которые прольется золотой дождь, эти пятеро могут рассчитывать и на госзаказ, и на льготные тарифы, и на госгарантии по кредитам и на много других приятных отнюдь не мелочей.

Любопытно, что параллельно господдержку получили производители автомобилей за океаном. Большая тройка в лице «Дженерал моторс», «Крайслера» и «Форда» просили у Буша миллиарды. Правда, чуть позже «Форд» предпочел выпутываться из кризиса самостоятельно. А вот двое других гигантов признались, что без государственных денег банкротства им не избежать. Об этой истории говорила не то что вся Америка — весь мир. И про личные самолеты, на которых прибыли главы «бедствующих» концернов, и про то, что обе палаты американского Конгресса последовательно отвергли первоначальный, а потом и улучшенный план, представленный автомобилистами. Что только личное решение Буша спасло на данном этапе автоиндустрию от краха. А вы слышали что-нибудь о планах «АвтоВАЗа»? О том, чтобы кто-то обсуждал их в Думе или Совете Федерации? Чтобы в нашем парламенте кто-то был против выделения им (и не только им, но и прочим трем сотням предприятий) денег? Важнейшим условием выделения денег «Крайслеру» и «Джи-Эм» стала оптимизация и полная реструктуризация производства. При полном госконтроле за расходом средств и участием в оперативном управлении. А кто проследит, как расходуются наши деньги, триллионами ухающие в печь «на борьбу с кризисом»?

Но это лирическая часть. А практическая сторона состоит в том, что наше государство любит нашего автопроизводителя больше, чем  американское своего. Семнадцать с половиной миллиардов долларов выделила Америка своему автопрому. А наше государство по разным прикидкам 250-270 миллиардов рублей. Даже с учетом ежедневно меняющегося курса, это всего вдове меньше американских субсидий! А ведь наш бюджет уступает бюджету США отнюдь не вдвое. И даже не в десять раз. А объемы автопроизводства не сопоставимы даже приблизительно. На что же пойдут эти дикие деньжищи?

70 миллиардов — это как раз госгарантии по всевозможным кредитам, причем и будущим тоже. На 60 миллиардов напечатают гарантированных государством облигаций. После таких щедрот можно и к закупкам готовой продукции перейти. Например, 23 миллиарда (не так давно это был миллиард долларов) пойдут непосредственно на закупку отечественных автомобилей для органов власти (они что, пешком до сих пор ходили?). Что же, сбудется мечта Немцова пересадить чиновников на Волги? Или депутаты будут гонять на «Калинах» и «Приорах»? Спикер Совета Федерации Миронов прекрасно высказался на эту тему в том смысле, что «БМВ» калининградской сборки тоже прекрасная машина. Так что высшие чиновники и федеральные депутаты по-прежнему будут ездить, в крайнем случае, на калининградских бизнес-седанах тысяч за 70-80 евро, рассуждая о том, что жителям Приморья надо покупать «Жигули».

Между прочим, это распоряжение правительства, как и многие другие, органами власти прямо игнорируется. Ярчайшим примером стало скандальное решение столичной мэрии закупить 500 (!) гибридоавтомобилей «Тойота Приус». Предлог—– борьба за экологию. Про экологию ничего плохого не скажу, но эти машины не то что не производят в России, а даже официально не поставляют! Сколько будет стоить такой «серый импорт»? При том что «зеленые» автомобили по-прежнему дело недешевое.

Но деньги пойдут и на закупку все-таки натуральных российских машин. «Модернизация автотранспорта» — так называется федеральная целевая программа, по которой через лизинговую компанию будут сбываться транспортные средства на сумму до 40 миллиардов (так и хочется сказать, «старыми»). Аналогичная схема поможет закупкам сельхозтехники, но здесь затраты меньше в восемь раз. Муниципалитеты закупят (если все получится по плану) кареты «скорой помощи» и другую медицинскую автотехнику, пожарные машины, коммунальные агрегаты вроде снегоуборочных, автобусы, троллейбусы и прочий общественный транспорт. Но предусмотрено на это всего 30 миллиардов. То есть вполне сопоставимо с затратами на органы власти, которые к тому же закупят стада импортных автомобилей.

Ну а про граждан-то кто-нибудь вспомнил, или только всё корпорации, корпорации? А как же! Вспомнили — и позаботились. На свой манер. Например, простимулируют спрос субсидированием кредитов. Но с двумя условиями. Во-первых, покупать в кредит я должен только отечественный автомобиль (точнее, произведенный на российской территории), а во-вторых, цена его должна быть не более 350 тысяч рублей. Тогда от государства компенсация составит около 50 тысяч. И компенсация хорошая, и сумма вроде бы неплохая. На докризисные деньги это 15 тысяч долларов или 10 тысяч евро. Не шикарную машину, но вполне приличную, то есть лучше «Жигулей», купить можно. Но ведь мера антикризисная, а стало быть, считать надо в нынешних деньгах. А по нынешним деньгам — это уже 10 тысяч долларов, причем рублевая планка не изменится, а курс рубля будет очевидно плохеть и дальше.

И что же можно купить на эти деньги? Так вот единственная фирма, все модели которой пока идеально вписываются в льготную сумму, — это «АвтоВАЗ»! Даже уже не всякая Волга. Даже совсем простенькие «Рено Логан» и «Хёндэ Акцент» не во всякой модификации удовлетворяют нужному критерию. И не удовлетворят. Я уже писал о специфике нашей производственной локализации, когда комплектующие поголовно завозятся из-за рубежа. И производство «нашемарок» по причине удорожания валютного импорта агрегатов и деталей станет еще дороже. Таким образом, государство стимулирует нас к покупке «Жигулей»!

Да, ну а как же жители Приморья, бунтующие, с точки зрения центральных властей, без причины и ведущие себя столь непатриотично? О них тоже не забыли. Путин же сразу пообещал завозить вместо японского секонд-хэнда наши автомобили по железной дороге — бесплатно. И сказал про нулевой тариф. Потому что при транспортировке по нормальному тарифу привозные «Жигули» будут еще дороже, чем растаможенные по драконовским ценам «японки». Но дело в том, что никакого нулевого тарифа не существует! Даже формально. Нет такого понятия у соответствующей федеральной службы. Как до сих пор нет ответа на вопрос: завозить бесплатно куда? Ответ «туда» не принимается, потому что страна большая. И надо конкретно сказать, в какие области будут возить «нулевые» «Жигули».

Ну и, конечно, прекрасна забота о нас государства за наш же счет. Не бывает в этой жизни ничего бесплатного, и нет в ней никаких «нулевых «тарифов». РЖД свои деньги получит. Получит из бюджета. То есть из наших же налоговых отчислений. И возить ВАЗы в Приморье будут за счет, в том числе, и самих приморцев! За счет жителей других регионов, которым от этого подарка ничего не достанется. За счет граждан, у которых вообще нет никакого автомобиля. Вот все мы сообща скинемся и перевезем «Жигули» на край света.

Но дальше-то что? А то, что дальше, напоминает мне рассуждения одного моего приятеля, который говорил, что выпустить диск миллионным тиражом и прославиться не так трудно. Нужен всего один миллион долларов. Потому что, по его сведениям, сам диск, то есть чистый носитель стоит как раз бакс. Купил по одному доллару миллион чистых дисков и вот тебе миллионный тираж. И человек в своих рассуждениях не видел ни малейшего изъяна. Так же как не видел никаких недостатков в предложенной им технологической цепочке. Он никак не мог понять, что данным способом просто закупает пустые болванки и ничего более. Точно так же недостаточно просто доставить машины в Приморье. Их там надо продать. А специфика региона такова, что там нет сети сбыта, привычной, скажем, москвичам. То есть бесчисленных автосалонов и дилеров каких угодно марок там нету в помине. Точнее, есть, но очень мало. «АвтоВАЗ» через дилерскую сеть продал там всего две тысячи автомобилей в минувшем году, и это максимальный показатель. Японские фирмы дилеров в тех краях не имеют вообще! Зачем? Ведь весь японский импорт состоял из подержанных машин. Их гоняли частники-перегонщики, гоняли непосредственно будущие владельцы. Или некие предприниматели сбывали их, как в той же Москве лет десять назад, в «салонах под открытым небом». Привезенные по нулевому тарифу машины даже складировать будет негде. Значит, кроме расходов на транспортировку добавим расходы на хранение, сбыт, рекламу.

Но главное, в конце концов, даже не в этом. И приморцы и остальные россияне поддержали бы отечественного производителя обеими руками и своим кошельком, если бы товар он производил не только относительно дешевый, но и безусловно качественный. Но ведь это же абсолютно не так! Автомобили мы делать не умеем. Танки умеем, истребители и штурмовики умеем, ракеты умеем, автомат Калашникова — вообще символ Родины. Все, что убивает людей, получается у нас или отлично, или просто хорошо, а все, что делает их жизнь удобней и приятней, — так себе или никак вовсе.

ВАЗ сорок лет выпускал «Фиаты» образца середины 60-х годов! Причем те, оригинальные «Фиаты» были лучше советских и российских римейков. Собственные волжские разработки были абсолютно неконкурентоспособны. Они всегда были опасны. Опасны для водителей и пассажиров, потому что не отвечали нормам ни активной, ни пассивной безопасности. Когда на «Жигули» начали ставить подушку безопасности — одну! — это было как полет Гагарина. А уж гидроусилитель руля — как высадка на Марс. Эти машины не соответствуют высокому экологическому стандарту. Про комфорт даже говорить не стоит — как про буржуазный пережиток. Отечественный автомобиль находится в состоянии перманентного ремонта, который может начаться прямо за воротами завода. Одна радость — запчасти стоят дешево. Но и покупать их надо много, а главное: что за радость чинить то одно, то другое, а потом через три года машина проржавеет и ее уже можно выбрасывать, в то время как пяти-семи-десятилетняя иномарка продолжает бегать. Любая модернизация, любое приближение нашего автомобиля к мировому стандарту, даже не сегодняшнего, а хотя бы вчерашнего дня, автоматически влечет серьезное подорожание товара и лишает его даже преимуществ дешевизны по сравнению с импортными аналогами.

Государство могло бы за эти годы позаботиться об отечественном производителе иным образом. Стимулировать его к производству качественного продукта, а не защищать изготавливаемый им кошмар. А если не могут производить — так продайте иностранному хозяину, который даст тольяттинцам, нижегородцам и другим товарищам работу, и станут они выпускать что-то не столь патриотичное, зато приличное. Да и разве не в том патриотизм, чтобы сделать жизнь своих граждан лучше? Или он в том, чтобы поощрять халтуру и паразитов?

 

Версия для печати