Суета вокруг «Манасa»
Несмотря на заверения России о поддержке и сотрудничестве США в борьбе с Талибаном, Москва (и Пекин), очевидно, решили приложить все усилия, чтобы подорвать снабжение «ограниченного контингента» НАТО в Афганистане.
Россия и Китай совместно оказывали давление на Бишкек, желая избавиться от присутствия США и НАТО в «Манасе». Это не первый случай выталкивания баз НАТО из Средней Азии.
В 2005 году на заседании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Владимир Путин и Ху Цзьинтао надавили на президента Ислама Каримова и добились закрытия американской воздушной базы «Карши-Ханабад» в Узбекистане.
После 2005 года «Манас» оставался единственной американской авиабазой в Средней Азии. Но Бишкек, как и Ташкент в 2005 г., поддался давлению и убрал американскую базу после обещания Москвы предоставить 2 млрд. дол. в кредит, 150 млн дол. помощи и списать долги Кыргызстана.
В случае с Ташкентом в 2005 г. Пекин предоставил кредит на 800 миллионов долларов для строительства газопровода, плюс свою часть добавил Газпром. Это, очевидно, и была цена вопроса.
Кроме того, не стоит приуменьшать и успех разведоперации, «доказавшей» узбекам, что США поддерживали исламистов, восставших в Андижане в году... И хотя Вашингтон не оказывал им никакой поддержки, президентКаримов «проглотил наживку» Москвы.
В свою очередь, президент Кыргызстана Курманбек Бакиев также не хочет продешевить. Вашингтон предоставлял Кыргызстану помощь на 150 млн дол. в год, из которых 17 млн были непосредственно связаны с использованием базы «Манас». Пентагон утверждает, что переговоры с Бакиевым еще ведутся, но после заявлений «янки – вон», сделанных с высокой трибуны, поверить в это трудно.
При отсутствии регулярного снабжения войск НАТО в Афганистане (а так же воли к победе – особенно, у некоторых европейских союзников США) Талибан способен одержать победу, которая нанесет ущерб долгосрочным интересам России.
В Москве, очевидно, посчитали, что, если НАТО и США проиграют в Афганистане, то их геополитическим позициям и престижу будет нанесен серьезный удар. Видимо, принцип «вырву себе глаз, чтоб у тещи зять был кривой» в Кремле никто не отменял. Россия останется в Центральной Азии без средств и возможностей для вмешательства и наведения порядка в Афганистане, и даже создание таджикского кордона в Северном Афганистане будет под вопросом.
Северный Альянс опирался на помощь России, Ирана и США до 2001 г, но уже дышал на ладан «благодаря» усилиям движения Талибан. В последнюю минуту его спасли США.
У всех еще свежи в памяти беззубые угрозы бывшего секретаря Совбеза РФ г-на Кокошина «бомбить Талибан» в конце 1990-х годов. А также результаты десятилетнего афганского кровопролития, исполненного СССР под лозунгом об исполнении «интернационального долга».
Во вмешательстве Кремля в ущерб международным усилиям США нет ничего нового. Ранее Москва препятствовала принятию санкций ООН в отношении Ирана, поставляла ядерные технологии в Тегеран и продала современные зенитные комплексы для защиты иранской ядерной программы.
А что касается Средней Азии, то Кремль понимает, что консолидация власти там – дорогое удовольствие, но все равно готов платить по счетам. «Союзники стоят дорого», — шутят московские аналитики. Москва посылает сигнал Западу о том, что разрешение на доступ к Средней Азии нужно просить в Кремле.
Есть и другие мотивы. Например, настаивая на снабжении американского контингента в Афганистане через аэропорты РФ, кто-то в России, возможно, захотел припасть к деньгам, поступающим за оплату транзита. Такие прецеденты уже имели место. Стоит вспомнить историю с грузоперевозками компании «Люфтганза», которая в итоге предпочла перенести центр своих каргоопераций в Алматы.
Кроме того, ситуация вокруг базы может быть использована как разменная монета в торге с США по вопросу ПРО в Восточной Европе. Россия, по сути, создает собственные фишки, которые она готова обменять на американские. Сами создаем – сами меняем! По сходной цене. Из рук в руки.
Так было в случае с угрозой «Искандерами» при торге по ракетному щиту – системе ПРО в Европе. Сначала угрожаем, потом меням гнев на милость.
Тем не менее, такая ПРО стала еще более важной для Москвы и Вашингтона после запуска Ираном своего первого спутника, что стало важным шагом на пути создания межконтинентальной баллистической ракеты, способной достичь США.
Очень высокопоставленные лица в Москве в свое время убеждали меня в том, что Иран «никогда» не сможет создать МКБР, и не меня одного. Много они знают!
Дизайн боеголовок продается в Пхеньяне, в Исламабаде, а, возможно, и в Киеве или Пекине. Или недалеко от них.
По сходной цене. Из рук в руки.
Спросить Ахмеда или Ли.
Или Васю.
Ариэль Коэн – ведущий эксперт Фонда Наследия по вопросам России, Евразии и Международной Энергетической Безопасности.