КОММЕНТАРИИ
В оппозиции

В оппозиции«Несогласные» обхитрили всех.
Даже самих себя

kasparov ru

Намеченный на 12 марта в Москве «Марш несогласных» состоялся, хотя и совсем не так, как того ожидали городские власти и милиция. Верные своей новой стратегии, «несогласные» не сообщили властям о месте и времени акции. Более того, они успешно дезинформировали власть о своих подлинных намерениях.

В последние дни через интернет и средства массовой информации организаторы марша оповестили всех желающих принять в нем участие о сборе 12 марта в 19 часов на станции метро «Тверская». Даже просили не опаздывать. Уже начиная с полудня, вся Пушкинская площадь была наводнена сотрудниками милиции, ОМОНом, солдатами внутренних войск. По некоторым данным, в связи с намеченным маршем на московские улицы было выведено до четырех тысяч сотрудников правоохранительных органов. Милицейские автобусы и грузовики с ОМОНом стояли даже на Тверской улице, недалеко от мэрии.

К 19 часам на платформе станции «Тверская» собралось несколько десятков потенциальных участников манифестации. Примерно столько же присутствовало на платформе и милиционеров в форме и в штатском. Все ожидали от организаторов акции дальнейших указаний, куда следует ехать. Однако ждали напрасно. Примерно в пол восьмого стало известно, что акция уже проведена. Разумеется, совсем в другом месте.

kasparov ru

Как сообщили сами организаторы «Марша несогласных», около двухсот участников шествия прошли по проспекту Мира от одноименной станции метро до Сухаревской площади, остановив автомобильное движение и скандируя «Свободу политзаключенным!», «Нам нужна другая Россия!», «Россия без Путина!». Они несли флаги ОГФ, «Обороны», «Смены», НБП и других оппозиционных движений, а также растяжку «Путина в отставку». По дороге они зажгли файеры и сожгли портрет президента России Дмитрия Медведева.

По словам организаторов марша, перед началом шествия у выхода из станции метро «Проспект Мира» были задержаны несколько человек, в том числе лидер московского отделения ОГФ Лолита Цария, а также несколько российских и иностранных журналистов. Через несколько часов все задержанные были освобождены.

Таким образом, властям не удалось воспрепятствовать проведению марша, несмотря на сделанное вчера заместителем министра внутренних дел Михаилом Суходольским угрожающее заявление, что подобные шествия будут «жестко» пресекаться. «Не хотелось бы сглазить, — сказал Суходольский, — но у нас на сегодняшний день выработаны все алгоритмы действий обеспечения общественной безопасности на массовых мероприятиях».  

Однако Суходольский все-таки сглазил. Марш состоялся, невзирая на все выработанные алгоритмы и намерение жестко пресекать. «Несогласные» просто перехитрили московскую милицию, причем совершенно элементарно – сказали, что соберутся в одном месте, а собрались в другом. Не Бог весть какого изящества решение, но сработало.

Правда, попутно организаторы марша обманули и некоторых своих соратников, журналистов и сочувствующих. Соратники, вероятно, простят. Журналисты, наверное, впредь будут менее доверчивы и более расторопны. А вот пришедших поддержать марш посторонних людей второй раз на подобное мероприятие, может быть, уже не заманишь.

Наверное, «несогласные» считают это вполне приемлемой ценой за успех проведенного марша.

kasparov ru

Кого-то пришлось обмануть заодно с властями. Пришлось пожертвовать пешками ради выигрыша. Что делать, «лес рубят – щепки летят». Не зря же среди участников марша на сей раз было так много национал-большевиков – больших любителей Сталина, социализма и этой любимой сталинской поговорки.

Может быть, «несогласным» вовсе и не нужны сочувствующие? Может быть, им хорошо в своем маленьком кругу? Но тогда зачем днем раньше координатор «Обороны» Олег Козловский, стоя у входа в МГУ, приглашал через мегафон всех желающих на предстоящую акцию? На станцию метро «Тверская», к 7 вечера! Только для того, чтобы оттянуть на Пушкинскую площадь побольше милицейских сил?

Так нуждаются ли «несогласные» в широкой общественной поддержке? Или их устраивают короткие протестные акции (пока не приехала милиция), в присутствии случайных прохожих и не случайно отобранных журналистов с фото- и телекамерами. Если это действительно так, то марши скоро станут похожими на рекламные акции, а не на общественный протест. А если не так, то организаторам этих акций стоит подумать о разумном соотношении открытого протеста и конспиративных методов деятельности. Чтобы конспирация не превращалась в циничное отношение к «человеческому материалу», которым можно манипулировать по собственному усмотрению, что свойственно многим политикам и политическим организациям.

«Я услышал о сегодняшнем марше по радио «Свобода», — говорил мне на перроне станции «Тверская» пожилой интеллигентный москвич, — и вот я приехал. Вы не знаете, куда теперь идти?». Я ничего не мог ему ответить. Теперь он, наверное, думает: «Меня позвали защищать гражданскую свободу, и я приехал. А зачем?»

Фотографии с сайта www.kasparov.ru

Версия для печати