Положение хуже губернаторского
На что рассчитывали Никита Белых и примкнувшая к нему Мария Гайдар? Что губернаторство будет безоблачным, а вятичи будут их холить и лелеять? Если бы дело ограничилось тем, что Белых повышает уровень благосостояния народа, а Гайдар инспектирует общественные бани, то, может быть, и обошлось бы. Но люди так неблагодарны и все время чего-то хотят.
Захотели провести гей-парад в Кирове. Что делать? Конечно, это меньшинство, даже секс-меньшинство. Но ведь, будучи демократом, права меньшинств надо уважать. Ах, какое неприятное положение! «Это очень похоже на провокацию, — уверенно заявила советник губернатора Мария Гайдар. — Конституция не запрещает проведение гей-парадов, но организация подобной акции именно в Кирове не самая удачная идея». По словам Гайдар, в регионе «много верующих и консервативных людей. Для начала необходимо добиться проведения парада в Москве».
Организатор гей-парадов в Москве Николай Алексеев в ответ на это заявил, что изначально они не планировали проведения каких-либо акций в Кирове и «не собирались проверять губернатора Белых на демократичность», но слова г-жи Гайдар во многом послужили для них катализатором. «Нам надоело смотреть, что права секс-меньшинств используются в политических играх и провокациях, в то время как геи и лесбиянки должны пользоваться такими же правами, как и все остальные граждане, в том числе правом на проведение публичных мероприятий», — говорит Алексеев.
По словам Алексеева, советник губернатора признает, что право на свободу собраний гарантировано российской Конституцией, в том числе гомосексуалам, но почему-то предлагает секс-меньшинствам сначала провести свою акцию в Москве. «Хочу напомнить Марии Гайдар о территориальной целостности Российской Федерации и единстве ее правового пространства. Конституция России имеет одинаковую силу, как в Москве, так и в Кирове», — заявляет Алексеев.
Перспективы проведения парада вовсю обсуждаются в вятской, да уже и в федеральной прессе. Не осталась в стороне и церковь. От одной мысли о возможности проведения в Кирове такого парада страшно возбудился руководитель миссионерско-образовательного отдела Вятской епархии Русской православной церкви священник Евгений Смирнов, обратившийся с письмом к губернатору Кировской области Никите Белых и руководителям города Владимиру Быкову и Георгию Мачехину. По словам священника, «проведение такого парада оскорбляет чувства верующих всех традиционных конфессий города — православных, мусульман, иудеев, протестантов. Очевидно, что все требуемые гомосексуалистами «права» и требования являются экзотическими пожеланиями и не могут быть законодательно закреплены, они юридически необоснованны и даже абсурдны, неприемлемы в демократическом правовом государстве».
Ожидать от священника хотя бы начальной правовой просвещенности было бы наивно, хотя тон заявлений мог бы быть и мягче. Это поняло даже его церковное начальство. Как сообщила 20 марта газета «Коммерсантъ», секретарь Вятской епархии отец Александр Балыбердин заявил, что «заявление священника отозвано. Обращение не было согласовано ни с самой епархией, ни с владыкой Хрисанфом». Руководство посоветовало отцу Евгению извиниться «за резкий тон высказываний».
Однако, что позволено священнику, то не позволено губернатору. Священник может занимать ту или иную позицию в зависимости от своих вкусов, моральных предпочтений и сексуальной ориентации. Губернатор обязан руководствоваться законами и, прежде всего, Конституцией и международным законодательством. А они недвусмысленно указывают на необходимость предоставлять мирным гражданам право на самовыражение.
Если гей-сообщество подаст заявку на проведение парада в Кирове, то выбор у губернатора будет невелик. Он может поступить так же, как мэры Берлина или Парижа, которые не только не чинят препятствий гей-парадам (а попробовали бы!), но и сами принимают в них участие. Или уподобиться мэру Москвы, который шествия запрещает, на их участников натравливает милицию, а сами гей-парады совершенно в стиле средневековья называет «сатанинскими действами».
Кировский губернатор со своим решением, видимо, еще не определился. Гей-активисты уповают на его хорошую память и недавний оппозиционный опыт. Николай Алексеев отмечает, что «ответ кировских властей прольет свет на демократичность нынешних региональных властей, в том числе губернатора Никиты Белых, который сам неоднократно сталкивался с запретами публичных мероприятий оппозиции в Москве. Ему прекрасно знакомы проблемы со свободой выражения в России».
Так-то оно так, но, надо признать, власть частенько меняет человека. И редко — в лучшую сторону. Однако не будем торопить события. Последнее слово в этой истории губернатор Белых еще не сказал.