Чума… Что делать в нашем доме?
Как в воду глядел медицинский академик Онищенко, когда в февральском интервью «Российской газете» отметил, что свиньи являются прекрасной биологической моделью человека и способны подхватить как птичью, так и человечью разновидность вируса гриппа. И «если такое произойдет в массовом порядке, то случится беда».
Не прошло и трех месяцев, как все и произошло. Случись все это лет пятьсот назад, не сносить бы главному санитару головы. Итак, человечеству угрожает обновленный, изменившийся (предположительно в организме свиней) вирус гриппа А (Н1N1), содержащий уникальную комбинацию генов, которая никогда прежде не встречалась ни среди возбудителей свиного, ни человеческого гриппа, ни в Америке, ни в Европе, ни где-либо еще.
Вирус способен передаваться от человека к человеку, вызывая массовые заболевания с большим количеством смертельных исходов, число которых значительно выше, чем при обычном гриппе даже в период эпидемиологического подъема у самых восприимчивых людей.
Распространение инфекции происходит довольно быстро, и сейчас подтвержденные случаи новой разновидности гриппа выявлены не только в Америке и Европе, но и в Азии. Считать ежедневные потери и потом пугать цифрами — дело неблагодарное, но все-таки стоит отметить тенденцию: заболеваемость, безусловно, растет и в Америке, и в Европе (испытываю гордость за собственную страну!.. Чтоб не сглазить…). Подтвердить инфекцию, кстати, непросто. Для этого используют весьма сложные многоступенчатые исследования, доступные далеко не всем лабораториям. Надо сказать, что маленький городок в Великобритании справился с этой задачей. Остается только надеяться, что такая процедура возможна, например, в Тамбове или Кемерово, а не только в Москве или Новосибирске.
К сожалению, медики изучают проявления новой инфекции не по книгам, а непосредственно на больных, используя свой клинический опыт лечения гриппа обыкновенного. Значительная тяжесть состояния отмечена у заболевших в Мексике. В Европе и США болезнь протекает вроде бы легче, однако без летального исхода не обошлось и там.
Известно, что от момента контакта с больным до начала заболевания может пройти от 2 до 7 дней, что значительно больше, чем при человечьем гриппе А. Печально также, что выделение вируса от инфицированного человека начинается примерно за сутки до появления самих признаков гриппа и продолжается до седьмого дня болезни, а иногда и дольше. Понятно, что измерение температуры и выявление признаков респираторной инфекции у прибывших из Мексики и США в международных аэропортах не гарантирует абсолютного предотвращения «завоза» нового гриппа в другие страны. Тем не менее, специалисты считают, что для распространения даже такой злой инфекции необходим довольно тесный (на расстоянии около двух метров) контакт с заболевшим. Именно на это расстояние распространяются частицы аэрозоля, состоящие из секрета слизистой оболочки носоглотки при обычном кашле (воздушно-капельный путь заражения). Однако новый вирус, похоже, может выделяться и из других биологических жидкостей организма (мочи, слюны, крови, а значит, и грудного молока, и спермы). Поэтому заражение возможно и контактным путем (через инфицированные биологическими выделениями предметы). Понятно, что длительное путешествие в ограниченном закрытом пространстве (самолет, купе поезда) может способствовать распространению инфекции.
Каждый из нас, кто когда-нибудь болел гриппом, помнит, как еще утром чувствовал себя неплохо, а к вечеру уже лежал пластом. Стало быть, стоит обратить внимание на резкое ухудшение самочувствия, сопровождающееся подъемом температуры с ознобом, появлением заложенности носа или насморка (часто с кровотечением), сухого кашля, боли в горле. Эти симптомы по данным тех, кто уже наблюдал «новый грипп», часто сочетаются с другими симптомами обычной гриппозной инфекции: головной болью, мышечной болью, резкой слабостью, нередко рвотой и диареей.
Опустим сугубо российский вопрос «кто виноват?», равно как и общечеловеческий сui prodest? («кому выгодно?») за полной бессмысленностью их обсуждения. Никогда не забуду лекцию одной из ведущих американских микробиологов, которая сказала: «Ни один злоумышленник не изобретет того, что мать-природа». Посему перейдем непосредственно к «что делать?».
Пусть вас не смущают упования вполне ответственных лиц на невозможность распространения гриппа в летнее время. Температура в Мексике в мае перекрывает максимальную летнюю температуру в России. Кому это помогло?
Нельзя, впрочем, и всерьез относиться к заявлению наших чиновников о «микробиологической неприступности» наших границ. Позвольте спросить, проведено ли вирусологическое исследование материалов внезапно умершей на территории России пару недель назад гражданки Китая и где сейчас в нашей стране трудятся подданные Поднебесной, близко и долго контактировавшие с ней? И как их здоровье?
Итак, правило первое.
Можете ограничить контакт с внешним миром? Сделайте это. Первые в списке стран, которые не следует посещать, Мексика, США, Канада. Впрочем, в листе ожидания еще 13 государств (и только Богу известно, на сколько этот список может увеличиться в ближайшие дни).
Второе. Самое время вспомнить об индивидуальных средствах защиты. Все чаще вижу пассажиров в масках в самолетах. Кажется, ни у кого на международных рейсах это не вызывает активного неприятия. Зимой встречались наиболее продвинутые индивидуумы в масках и в московском метро. По виду – японцы. Ну а мы чем хуже?
Самое время вспомнить, что контактный путь передачи инфекции можно прервать частым мытьем рук, использованием салфеток со спиртом, которые нужно выбрасывать сразу после использования, а не класть в карман.
Третье.
Вакцинация… Хорошо бы, да нечем. Современные противогриппозные тривалентные вакцины содержат Н1N1, но полноценного иммунитета обеспечить не могут в силу генетической уникальности нового вируса. Впрочем, директор НИИ вирусологии Дмитрий Львов считает, что можно попробовать вакцинировать и имеющимися вакцинами, созданными на основе известных типов нейраминидазы и гемагглютинина. Логика здесь очевидная: «за неимением гербовой пишут на простой»
Четвертое.
Противовирусные препараты. Эффективность двух ингибиторов нейраминидазы (одного из важнейших компонентов вируса гриппа — N) официально подтверждена американским Центром по контролю за заболеваемостью. Это тамифлю и реленза, которые могут быть использованы как для профилактики, так и для лечения взрослых с гриппом А (H1N1). По жизненным показаниям тамифлю также может быть назначен при лечении беременных женщин и детей до года.
Отдельно следует сказать об арбидоле, препарате, который рекомендуют некоторые наши медначальники. Он зарегистрирован у нас в 1988 году, но по странному стечению обстоятельств (нельзя исключать противодействия ЦРУ и MI6) так и не снискал популярности за рубежом. Конечно, можно предложить США и Мексике попробовать его в возникшей непростой ситуации, тем более что упаковка его в 5 раз дешевле используемых в Америке лекарств. На очереди ничего не стесняющиеся российские разработчики и продавцы рибавирина, анаферона и иже с ними… Осталось только уговорить Ротшильда…
Надо честно признать, что сегодня слишком мало информации, чтобы сделать окончательные выводы относительно того, как защищаться от очередной «чумы», свалившейся на человечество. На Западе к возникшей проблеме относятся серьезно (по поводу эпидемии специальное заявление сделал президент США, который немедленно запросил у Конгресса полтора миллиарда долларов на борьбу с новой напастью). Тамошние власти не скрывают свою озабоченность от подведомственного народа. Одним словом, «предупрежден — значит, вооружен». Нам, славянам, предлагается другая, генетически выстраданная модель поведения: «Меньше знаешь — крепче спишь». Вопрос лишь в том, хотим ли мы проснуться…
Фотография и графические материалы РИА Новости