Кровавый шоппинг
Это даже не название данного текста. Это определение я уже несколько раз слышал или читал в связи с событиями в Царицыно, где майор Евсюков убивал людей в супермаркете. Можно и так сказать, конечно, о той трагической истории. Можно сказать и по-другому. Потому что с тех пор, кажется, дня не проходит, чтобы какая-нибудь газета или сетевой ресурс не написали про мента-киллера (это определение, кстати, тоже оттуда).
Сперва тон публикаций был трагично-растерянным. Поначалу еще кто-то пытался в чем-то разобраться и говорить о каких-то социальных причинах, приведших к отстрелу людей, как скотины на бойне. Но потом настоящая кровь постепенно превратилась в клюквенную. Про Евсюкова стали писать, как про поп-звезду. Про его детские годы, про то, «каким он парнем был», как учился, с кем встречался. Жена его, из-за ссоры с которой якобы всё и случилось, теперь тоже во всех газетах и даже чаще своего мужа. Жена-то оказалась настоящая поп-звезда. Пела в группе, в которой правда пол-Москвы пело – как и во всех таких группах. Но не суть важно – эта дама в разных позах глядит на нас с фотографий и исповедуется, и обещает встать за мужа горой.
Форма подачи материалов легкая, подробности занятные, факты чуть поджаренные. Это уже, скорее, похоже на жанр светской сплетни. Эта сволочь в погонах людей из ворованного пистолета хладнокровно и методично расстреливала – и стала, точнее, стал, героем таблоидов. Газеты с жадностью пишут, читатели с жадностью читают. На место возмущения, боли и гнева пришли любопытство и цинизм.
Кровь, как и голая жопа, прекрасно увеличивают тираж. Собственно, один умный человек верно заметил, что если просто показывать конский зад на экране, то эта трансляция побьет все рекорды. Порнуха в прайм-тайм обеспечит космические рейтинги. Можно спорить о том, что первично: спрос на пошлость рождает предложение или навязанная публике пошлость формирует спрос. Но факт в том, что и со спросом, и с предложением все в порядке. Поэтому и герои нынче получаются очень странные. И Евсюков – тоже выходит, стал героем нашего времени.
Впрочем, не менее красноречивыми бывают и вполне невинные вроде бы примеры. Два несвязанных никак по смыслу события оказались связаны по времени. В Москве прошло Евровидение, а через два дня умер Олег Янковский. Евровидение выиграл наш человек из Норвегии – Александр Рыбак. Он был у нас на «Эхе». Милый юноша. И пел он тоже старательно и с душой. Но выиграл он на мероприятии, не имеющем к искусству никакого отношения. Оно и к поп-музыке-то относится весьма относительно. Просто недоразумение, герои которого уходят в небытие со скоростью продуктов питания.
Так вот на сайте нашей радиостанции появились два интервью. Последнее интервью «Эху» Олега Янковского, человека во всех смыслах гениального, казалось бы всеми любимого на протяжении трети века – и первое интервью Рыбака. Так вот Рыбаком заинтересовалось в 9 раз больше народу. Еще раз скажу, что он симпатичный парень, но чтобы в 9 раз!
Я понимаю, что за этим стоят какие-то объективные вещи, не являющиеся тайной для социальной психологии. Что такое у нас время и такие нравы. Но я все равно считаю, что это – ненормально. Ненормально, когда про убийцу пишут, как про знаменитого артиста. А про знаменитого артиста читают в 9 раз реже, чем про «пионера».
Фотографии www.kp.ru и www.ntv.ru