Бремя Белых
Как известно, в середине мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев нанес официальный дружественный визит в регион «Кировская область» (губернатор — Белых Н. Ю.).
Визит прошел, по свидетельству ряда федеральных и региональных СМИ, весьма успешно. Однако губернатор Кировской области, бывший председатель федеральной политической партии (ФПП) «Союз правых сил» (СПС) Никита Белых подвергается с тех пор довольно ехидной критике за некоторые решения, принятые в преддверии прибытия Дмитрия Медведева. В частности, главу области пытаются постоянно подковырнуть (подколоть) тем, что:
— по пути вероятного следования кортежа президента РФ в г. Кирове был заасфальтирован железнодорожный переезд;
— были также покрыты сплошным слоем асфальта канализационные люки на некоторых улицах г. Кирова; кроме того, ликвидированы так называемые лежачие полицейские;
— региональная администрация (правда, со ссылкой на Федеральную службу охраны — ФСО РФ) рекомендовала жителям города Кирова (кировцам, они же вятичи) в день визита Д. Медведева не подходить к окнам их квартир и/или домов (с внутренней стороны).
В Сети на протяжении последних полутора недель появилось немало фотографий заасфальтированного ж/д переезда, темных пустынных окон, за которыми практически не видно ни единого кировца (вятича) и т.п.
Подобные упреки в адрес губернатора Белых никак не могут быть признаны справедливыми. Их авторы, источники и рестрансляторы просто не в состоянии понять политического, стратегического и геоисторического смыслов того, что произошло в середине мая в Кировском регионе РФ.
Разберем последовательно все 3 вышеописанные проблемы.
1. Асфальтирование ж/д переезда
Долгосрочное политическое значение подобной акции вполне очевидно для любого внимательного наблюдателя и вдумчивого аналитика.
Не секрет, что все железные дороги и железнодорожные переезды в стране находятся под контролем ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). Главой ОАО «РЖД» является один из наиболее одиозных представителей группировки т. н. питерских силовиков — Владимир Якунин. В прошлом этот человек (генерал-лейтенант разведки) неоднократно высказывался в поддержку третьего срока В. Путина, а в последнее время олицетворяет аппаратное сопротивление «оттепели» (либеральным и демократическим переменам), исходящее от силовой бюрократии. По мнению экспертов сектора изучения элиты Института социологии РАН, ОАО «РЖД» — одна из ключевых экономических опор российского силового лобби, известного также как милитократия.
Потому ликвидация любого переезда, всякого погонного метра и даже сантиметра железнодорожного полотна в стране является, во-первых:
— мерой, направленной на экономическое и политическое ослабление милитократии;
— сигналом, свидетельствующим о том, что силовики в России более не всесильны (прошу прощения за неудачный каламбур) — их можно закатывать в асфальт.
Тот факт, что по заасфальтированному переезду проехал, в результате, президент Медведев — причем, очевидно, без предварительного согласования с премьером В. Путиным — есть политический сигнал не менее существенный, чем освобождение Светланы Бахминой или включение ряда оппонентов власти в состав Совета по правам человека при президенте РФ.
Нельзя не отметить и значимого модернизационного потенциала принятой меры.
По имеющимся данным, одним из подрядчиков государственной корпорации в форме некоммерческого партнерства «Роснано» (председатель правления — А. Б. Чубайс) разработана модель полиморфного железнодорожного колеса пятого поколения. Подобное колесо оснащено новейшей операционной системой (разработка корпорации Microsoft), благодаря которой может при смене типа покрытия (полотна) самостоятельно трансформироваться из классического железнодорожного в автомобильное (и обратно, в случае необходимости). Если поезда в РФ будут оснащены такими колесами, они смогут совершенно спокойно передвигаться как по традиционному покрытию (рельсам), так и автомобильным дорогам с асфальтовым покрытием, а также бездорожью (эндемичному дорожному покрытию).
Последовательная ликвидация на территории РФ железнодорожных переездов с заменой их на асфальтированные дорожные участки побудит ОАО «РЖД» провести скорейшее внедрение на всех видах подвижного состава полиморфных колес, что даст гигантский импульс технологическому перевооружению отечественной экономики и снижению уровня зависимости от сырьевого экспорта.
Необходимо также отметить, что сами по себе железнодорожные переезды являются пережитком советской тоталитарной экономики, которая развивалась сугубо экстенсивно и не считалась с ресурсными затратами. По оценкам экспертов Государственного университета «Высшая школа экономики» (ГУ ВШЭ), экономическая эффективность ж/д переезда, в среднем, на 37-39% ниже, чем аналогичного по протяженности участка автомобильной дороги.
В силу этого акцию по асфальтированию железнодорожного переезда в г. Кирове можно считать пилотным проектом, который призван продемонстрировать эффективность вчерашних либеральных оппозиционеров, интегрирующихся в структуры исполнительной власти различных уровней благодаря смене президента Российской Федерации.
Нельзя не отметить также важных геоисторических и цивилизационно-культурных аспектов произведенного асфальтирования.
Известно, что железные дороги в русском национальном сознании и отечественной культуре традиционно ассоциировались с беспросветным тоталитаризмом и отсутствием у России европейской исторической перспективы. Можно вспомнить соответствующие строки, например, Н. А. Некрасова («Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную…») или А. А. Блока («Так мчалась юность бесполезная, в пустых мечтах изнемогая, тоска дорожная, железная, свистела, сердце разрывая…»). А Ф. М. Достоевский в романе «Идиот» выдвинул версию, согласно которой сеть железных дорог — это и есть та самая «звезда Полынь», которая, согласно Откровению Иоанна Богослова, должна пасть на Землю в конце времен и замутить источники жизни.
Потому всякое покушение на тотальную власть железных дорог над русской землей есть прямое свидетельство, что извечное авторитарное убожество нашей жизни может быть преодолено. Что Россия может порвать сети рабства и стать полноценной, полноправной частью европейской цивилизации. Никита Белых — простой северный «герой асфальта» — оказался первым российским губернатором, который отважился послать не только Кировской области, но всей стране нашей столь исторически значимый сигнал.
Поверхностные критики кировского губернатора продемонстрировали ко всему откровенное невнимание к региональным традициям и поверьям, в которых железным дорогам отводится негативная роль.
Так, согласно одному из кировских (вятских) народных сказаний (преданий), в конце 1970-х гг. через территорию региона следовал спецпоезд, главным пассажиром которого был генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев. Ожидалось, что престарелый генсек выйдет из поезда в г. Кирове и проведет совещание с партийно-хозяйственным активом области. Однако этого не случилось — поезд проследовал дальше на Восток не остановившись. Очевидно, что если бы накануне прибытия поезда тогдашнее руководство региона догадалось заасфальтировать железнодорожный переезд, поезд Брежнева остановился бы неизбежно. Генсек вышел бы к кировскому активу, и судьба региона могла бы сложиться совсем по-другому.
Таким образом, осуществляя проект по асфальтированию ж/д переезда, губернатор Белых показал, что всего за несколько месяцев работы глубоко проник в ткань местной истории и культуры, в полной мере усвоив вятские традиции. По правде сказать, лишь очень немногим губернаторам, которых за последние годы направил в регионы федеральный Центр, удается нечто подобное. Большинство назначенцев остаются классическими «варягами», отказывающимися укореняться в местной почве.
2. Лежачие полицейские и канализационные люки
И в этом вопросе критики кировского губернатора позволили себе скороспелые суждения, не основанные на ответственном анализе ситуации.
Не вызывает сомнений, что пресловутый «лежачий полицейский» — это символ коррумпированного силовика, тормозящего в сегодняшней России все и всяческие реформы. Лежачий полицейский перед школой тормозит реформу образования, полную интеграцию России в Болонский процесс и 100-процентный переход на ЕГЭ. Лежачий полицейский перед больницей — замену старой советской медицины с ее осыпающимися потолками и многоразовыми шприцами на современную высокотехнологичную полифункциональную врачебную помощь, основанную на страховых механизмах. Лежачий полицейский перед домом престарелых задерживает Пенсионную реформу и т.п.
Потому ликвидация такого рода дорожных надолбов и наростов, мешающих поступательному национальному развитию, есть более чем внятный и откровенный модернизационно-оттепельный сигнал, посланный всему российскому обществу. Силовая мафия в будущем уже не сможет препятствовать модернизации России — вот что дали понять не только кировцам (вятичам), но и всему российскому обществу президент Медведев и губернатор Белых.
Что же касается канализационных люков, то здесь ситуация несколько иная. Репрезентативный социологический опрос, проведенный Поволжским отделением Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в период с 5 по 7 мая 2009 г, показал: 59% населения Кировской области в принципе не знают, зачем нужны канализационные люки, 14% — «скорее не знают», а 12% убеждены, что канализационные люки существуют исключительно для того, чтобы граждане (в особенности находящиеся в нетрезвом состоянии) имели возможность сломать ноги или другие конечности. Так что решение заасфальтировать данные люки явилось итогом тщательного и всестороннего изучения администрацией нового губернатора Кировской области общественных настроений в регионе. Подобный подход также можно назвать новаторским, ведь большинство российских губернаторов работают по старинке, не поверяя предварительно своих решений социологическими замерами.
3. Окна
Что бы ни говорили те, кто до сих пор не может смириться с назначением молодого либерального оппозиционера на губернаторский пост, практический смысл рекомендации «не подходить к окнам с внутренней стороны» вполне ясен. И он выходит далеко за пределы временного отрезка (периода), на протяжении которого в Кировской области находился президент Дмитрий Медведев.
Массовое низкотехнологичное окно, унаследованное нами от советской власти, — постоянный источник угрозы простудных и иных заболеваний. По данным Комитета здравоохранения Кировской области, до 46% случаев временной нетрудоспособности граждан в 2008 г. были связаны с повышенным (учащенным) пребыванием таких категорий граждан у окон в различное время суток. А временная нетрудоспособность — это, понятно, резкое снижение производительности труда в регионе, что особенно опасно в условиях непрекращающегося экономического кризиса.
Особенно тревожной делает ситуацию распространение смертельно опасного вируса А/H1N1, известного также как «свиной грипп». Эксперты Российской ассоциации изучения проблем свиного гриппа (РосСвинГ) указывают, что именно оконные щели и трещины, не герметизированные должным образом, являются одним из наиболее распространенных (29%) каналов распространения смертоносного вируса. По некоторым данным, вирусоноситель, задержанный недавно в московском аэропорту «Шереметьево» (терминал 2), заразился свиным гриппом, потому что все долгое (10 часов) время трансатлантического перелета слишком плотно примыкал к самолетному окну (иллюминатору), которое, по всей видимости, оказалось недостаточно плотно прикрытым.
Однако проблема окон имеет и более глубокое историко-стратегическое значение.
Привычка русского человека проводить много времени у окна — отражение избыточной мечтательности и созерцательности нашей национальной природы. В своем окне мы пытаемся разглядеть признаки новой надежды, смутные обещания жизненных перемен. И вечерние отблески весеннего солнца, и свежие дворники, идущие с первомайской демонстрации, и случайно-кокетливая улыбка в окне напротив — все это гипнотизирует нас и надолго отвлекает от главного в жизни, т.е. последовательной созидательной деятельности.
Если и когда русские (российские) люди смогут и научаться реже подходить к окнам, производительность труда в стране, по оценкам специалистов ГУ ВШЭ, в течение полутора-двух лет сможет вырасти на 65-72%. Что, в свою очередь, создаст предпосылки для ускоренной внемобилизационной модернизации национальной экономики, причем даже без качественного изменения состава и структуры производительных сил.
Установлено, что русское сознание еще находится, во многом, на младенческой стадии — особенно во всем, что касается этики труда и философии жизненного успеха. А для всякого неокрепшего, излишне юного ума окно — источник лишних впечатлений и рискованных соблазнов. Не случайно на кампусе главной компьютерной корпорации мира Microsoft программистам, проработавшим менее пяти лет, предоставляется рабочая комната без окна.
Это значит, что Никита Белых, формально лишь выполнив рекомендацию ФСО, фактически приступил к реализации полномасштабной программы трансформации сознания жителей Кировской области. Программы, которая позволит создать прецедент экономического прорыва в одном отдельном взятом регионе, лишенном легкодоступных природных ресурсов и других традиционных факторов успеха и процветания в рамках заданной экономической модели современной РФ.
Итак, мы имеем все возможности убедиться в том, что решения губернатора Кировской области, принятые и — что особо важно в России! — быстро реализованные накануне визита в регион президента РФ, будут иметь позитивные последствия как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Никита Белых, в отличие от многих своих коллег по губернаторскому цеху, показал себя не только как успешный тактик, но и как реальный стратег, способный к осмыслению судьбы доверенного ему региона не в местническом ключе, но в общенациональном контексте. Не менее важно, что губернатор Белых проявил себя как ярко выраженный член команды президента РФ и одна из первых ласточек оттепели, появившихся на привычно грустном российском небе. А значит, те, кто всего лишь несколько месяцев назад предрекал либерал-губернатору чуть ли не быстрый крах на новом поприще, оказались жестоко посрамлены.
Но есть еще один аспект, который необходимо затронуть, подводя итоги знакового визита президента Медведева в Кировскую область.
Обратите внимание: асфальт по указанию губернатора Белых был нанесён на железнодорожное полотно тонким слоем. Что это означает?
Во-первых, это ясное указание на новые технологии борьбы с коррупцией, которые будут имплементированы в Кировской области при либеральном губернаторе. Поскольку украсть что-либо из тонкого слоя значительно сложнее, чем из толстого.
Но главное, все же, — в другом.
Слой асфальта, нанесенный на видавшие виды кировские рельсы, — это символ той тонкой прослойки менеджеров и интеллектуалов нового поколения, которая призвана стать передаточным звеном между фешенебельными, как «Мерседес», колесами оттепели и заскорузлым, как русская дорога, населением РФ. Этот тонкий слой, ярчайшим представителем которого является Н. Ю. Белых, призван передать широким народным массам импульс либерализации и модернизации, исходящий сегодня от Верховной Власти — медведевского Кремля.
Никита Белых — не просто очередной региональный руководитель. На него самой историей возложено нелегкое бремя — доказать, что либералы могут эффективно управлять Россией. Что свобода, как сказал Гегель, действительно лучше, чем несвобода. Такие политики, как Белых, несут свое бремя «на службу к покоренным, угрюмым племенам, на службу к полудетям, а может быть, чертям», как писал известный российский поэт Игорь Иртеньев.
Пожелаем им всем удачи.
Фотографии www.kremlin.ru и РИА Новости