Второй Украинский: заметки о визите патриарха в Киев
Патриарший визит в Украину был мало похож на прошлогоднюю поездку покойного патриарха Алексия II: Кирилл не ограничился Киевом и Донбассом, а буквально облетел всю страну, посетив конфликтные регионы — Крым и Галицию. В 2008 году русская духовная миссия чувствовала себя неуверенно, местные власти предпочитали общаться с константинопольским иерархом. Не последнюю роль тут играла и прогрессирующая болезнь Алексия II, которая не позволяла ему быть слишком активным.
Думаю, аналитики и журналисты, поспешившие объявить визит Кирилла в Украину неудачной пиар-акцией, оставили без внимания существенные достижения патриарха. Прежде всего, бросается в глаза то, что московский гость чувствовал себя в Киеве очень уверенно, говорил свободно и не допустил в своих импровизациях ни одного ляпа. Его не смущали привычные конфликтные темы российско-украинских отношений: Голодомор, Крым, черноморский флот. Патриарх нарочито демонстрировал уважение к историческому выбору украинского народа в пользу национального суверенитета. Одновременно он жестко осудил в проповеди попытки духовного обособления двух родственных народов. За 11 дней визита никаких серьёзных скандалов не произошло, если не считать тему дорогих наручных часов и нарушения графика посещения Ровно.
В Киеве патриарху удалось собрать значительную паству на свои богослужения. Две тысячи молящихся на Владимирской горке — это много, потому что места там нет, это не Майдан. К тому же молебен отслужили в понедельник — день, как известно, «тяжелый» и самый малолюдный в церкви. Чтобы попасть на встречу патриарха, энтузиастам надо было прийти в 7 утра, за два часа до начала службы. Позднее охрана никого уже не пускала. Несколько тысяч верующих присутствовало на литургии в Киево-Печерской Лавре 28 июля. Автору этих строк довелось присутствовать на альтернативном действе Киевского патриархата в тот же день. Филарет у своего кафедрального Владимирского собора не смог мобилизовать и четвертую часть того, что собрал Кирилл. Все познается в сравнении. Как и ожидалось, Донбасс и его Святогорский монастырь оказались самым триумфальным местом патриаршего служения.
В посещении патриархом Кириллом Украины был и специфический момент: глава киевского патриархата Филарет (Денисенко), ушедший в раскол, является давним недругом московского гостя. В начале 80-х годов стараниями митрополита Филарета, который был влиятельнейшим членом Синода, Кирилл попал в опалу у патриарха Пимена. Денисенко невзлюбил молодого архиерея и позаботился, чтобы Кирилла отправили в провинциальный Смоленск, где тот поселился в старой халупе без воды и отопления. Как известно, после смерти Пимена Филарет претендовал на патриарший престол, но, по иронии судьбы, гонимый им епископ принял первосвятительский сан и приехал в Киев противостоять украинскому расколу.
Визит патриарха подчеркнуто беспристрастно освещался центральными украинским телеканалами, которые, за исключением «Интера», не уделили большого внимания этому событию. Надо признать, что киевский патриархат не располагает кадрами, способными составить серьезную конкуренцию Кириллу на телеэкране. А вот в уличной рекламе явно ощущался дух соревнования. К приезду Кирилла Киев украсили плакатами-приветствиями московскому патриарху, некоторые из них разместили напротив филаретовского Владимирского собора. Отдельные экземпляры на въезде в столицу поражали своими размерами.
Киевский патриархат попытался компенсировать «московскую пропаганду» портретами Филарета — «украинского патриарха», но они уступали и числом и размерами. На помощь пришли баннеры президента В. Ющенко и депутата Верховной Рады, ратовавшего за поместную церковь. В целом Украина демонстрировала высокие стандарты демократии. Хотя административный ресурс и поддерживал «свою» церковь, но и «московской» никак не ограничивал агитацию.
В дни визита епископат УПЦ МП демонстрировал редкое единодушие со своим патриархом. Насколько были искренними митрополит Черкасский Софроний и епископ Александр (Драбинко), которых подозревают в симпатиях к идее автокефалии, покажет время.
Финансовый и политический кризис на Украине не мог не оказать своего влияния на церковные проблемы. На нынешний день в стране нет доминирующей политической силы, которая могла бы, как в дни Майдана, возглавить народ, дать новые лозунги и оказать существенное давление на церковные структуры. На фоне экономического коллапса идея «поместной церкви» для большинства потеряла свою значимость. Даже драка УНА-УНСО с казаками не носила (и слава Богу!) масштаба былых побоищ. На первый план вышли другие вопросы: рост цен, безработица, невыплата зарплат. Накануне выборов, которые состоятся в январе 2010 года, крайности в решении церковных проблем наверняка приведут к утрате существенной части электората.
Однако, несмотря на все усилия патриарха укрепить духовное единство россиян и украинцев, центробежные силы в перспективе будут только расти. Сегодня сторонниками РПЦ в Украине являются люди старше сорока, «сделанные в СССР». Молодежь взращивается на других идеалах. Она говорит на украинском, со школьной скамьи усваивает новую национальную мифологию. Если в России гетман Иван Мазепа — изменник, то в Украине он для многих — «великий украинец». Наступит день, когда анафему придется отменять, чтобы не потерять молодую паству в Киеве. Украинская молодежь, как известно, принимала активное участие в «оранжевой революции». Один из участников акции на Майдане в 2004-м с обидой говорил мне, что в некоторых храмах УПЦ МП в Киеве его товарищей «за это» отказывались причащать.
Как и в ХVII веке, Украина для российского истэблишмента остается проблемной страной. Тогда Гетманщина с казачьей вольницей и разбоем была костью в горле самодержавного царства, уже отменившего «юрьев день». Сегодня Украине не могут простить «оранжевой революции», ржавой газовой трубы, безответной любви к НАТО и маргинального «антимоскальства». К слову заметим, что даже объективные критики наших соседей предпочитают не сообщать факты, интересные для россиян, живущих в «энергетической сверхдержаве»: газ в Украине в 2 раза дешевле, бензин лишь на 10 процентов дороже, а коммунальный транспорт в Киеве стоит 7-8 рублей в пересчете с гривны.
«Церковный вопрос» во всей этой суматохе не главный, но, как только украинская государственность преодолеет перманентный хаос, он опять окажется на повестке дня. Соблазн получить государственную церковь и вместе с ней готовую национальную идею — распространенная болезнь на постсоветском пространстве. Такую веру справедливо называют местечковым шовинизмом. Но пример российской «симфонии» разжигает суверенные аппетиты соседей. Возможно, дистанцируйся Московский патриархат от современной российской власти, и миссия патриарха была бы успешней. Масло в огонь подливают господа из «института СНГ» и по совместительству лидеры «союза православных граждан». Сейчас идеология «новой симфонии», сторонником которой является патриарх Кирилл, плохо сочетается с украинскими реалиями. Его оппоненты это понимают и просто ждут своего часа.
P.S. Когда писалась статья, патриарх Кирилл заявил, что ради преодоления раскола готов принять украинское гражданство и разместить в своей резиденции флаги всех государств, где есть епархии РПЦ…
Киев
Фотографии РИА Новости