Наталья Эстемирова — человек чести, достоинства, совести
Наталья Эстемирова была человеком чести, совести и достоинства. Это подтвердит каждый, кто имел радость видеть ее и работать с нею.
Наталья всегда и во всем поступала как глубоко порядочный человек. Никогда не действовала в целях карьеры или корысти, никогда не исходила в своих словах, делах и поступках из соображений выгоды или конъюнктуры — и всегда поступала по совести.
Чувство чести и достоинства в ней было намного сильнее чувства страха. Она была кристально чистым и честным человеком, никогда никого не подводила и никогда не лгала — даже по мелочам. Она всегда говорила только правду, даже если это могло стоить ей жизни.
Она была человеком ответственным, трудолюбивым, совестливым. Она была человеком прямолинейным и принципиальным — и ее уважали все: и пожилые люди, и молодежь, и единомышленники, и те, кто в чем-то с ней не соглашался.
Наталья Эстемирова была человеком образованным и интеллигентным. Она прекрасно владела русской речью, обладала широкими знаниями в области истории, литературы, права. Она никогда не говорила ничего, к чему хоть как-то применимы такие словечки, как «чушь» или «ерунда». Более того: она никогда сама не определяла так чью-либо речь, в ее языке не было таких слов, она всегда с вниманием относилась к своему собеседнику, даже если не соглашалась с ним, даже если он был намного ниже ее по уровню интеллектуальному и нравственному.
Наталья всегда была верной и преданной дочерью своего народа. Родившись в России у русской матери, она в ранней юности выбрала для себя национальность отца, осознала себя чеченкой, уехала жить в Чечню и получила высшее образование в Грозном. Она не покидала этого города в его самые тяжелые дни, жила в нем, когда город лежал в руинах, а многие его жители бежали и не решались в него вернуться.
Наталья была противником войны. С самого начала первой войны она была против вооруженного вторжения и против вооруженного сопротивления. Она была противником и терактов, и пыток. Она хотела, чтобы в Чечне соблюдался закон, не было бессудных расстрелов и казней, чтобы люди не убивали друг друга, а мирно обо всем договаривались, чтобы арестованные и похищенные не исчезали без вести, чтобы не пытали в органах дознания, не фальсифицировали уголовные дела, а судили по праву.
Она противостояла этой войне и всем ее последствиям, она фиксировала факты преступлений и произвола ради того, чтобы остановить их лавину.
Она хотела, чтобы мир и процветание чеченской земли были не ложью, а правдой.
Она была правозащитницей в горячей точке неправовой страны.
Осознавал ли Рамзан Кадыров, что делает, нанося оскорбление памяти Натальи Эстемировой? Я думаю, что не осознавал. Об этом говорит все его интервью радиостанции «Свобода».
Если не доучившийся в средней школе человек принимает звание академика и не понимает, что это — смешно, значит, не велик спрос с такого человека: он просто взрослый ребенок.
А спрос велик с тех, кто дал власть такому человеку в руки.
Я полагаю, что Рамзан Кадыров не знает значения слов «честь, достоинство, совесть». Его отрочество выпало на эпоху предвоенного безвременья, а восемнадцатилетие — на войну.
Его с юных лет кормили языком военной пропаганды и ненависти к врагу. Он убивал на войне, ему психологическую реабилитацию нужно было пройти, чтобы вернуться к мирной жизни, получить образование и специальность, обрести мир в душе. Вместо этого ему дали власть, военную силу, денежные потоки, ему устроили сумасшедший культ личности, он получает в неприличном количестве переслащенную лесть — то есть ему дали все то, что и устойчивому, образованному, внутренне крепкому человеку могло бы голову вскружить, резко к худшему изменить, испепелить нравственно. Что ж спрашивать с человека, вскормленного подлостью войны?
Рамзан болен. И больна Чечня. Там нет мира, там идет война, но там лгут о мире и процветании, и это — причина глубокой нравственной болезни.
Я в первую очередь виню тех, кто начал эту войну, кто подло и грязно ее продолжил, кто хитроумной политикой разжег в Чечне гражданскую войну, которая полыхает и по сей день. Я виню руководство моей страны, я виню тех, кто сидел и сидит в Кремле.
Это они разожгли и не погасили войну в Чечне. Это по их вине полыхает сегодня уже и весь Кавказ. Это с их произволения в Чечне убивают правозащитников.
Что же касается Рамзана Кадырова, то, исходя из добрых традиций чеченского общества, где нет обращения на Вы, но есть культ почитания старших, я бы просто по праву возрастного старшинства сказала бы ему: «Одумайся, Рамзан! Ты поступил нечестиво, нанеся оскорбление памяти убитой женщины. Бросить плохие слова в адрес человека, убитого без малейшей вины, когда и месяца не прошло со дня кончины — это бесчестно, бессовестно и непорядочно. Ты оскорбил память достойной дочери своего народа — исправь свой поступок, Рамзан! Извинись за свои слова перед братьями и сестрами Наташи, перед ее престарелой матерью, перед ее дочерью. Поступи так, как должно поступать по твоей вере, потому что, как бы ни велика была сегодня твоя власть и почести при жизни, тебе придется когда-нибудь предстать перед Аллахом. Извинись за оскорбление, нанесенное тобой посмертно Наталье Эстемировой!»
Но я не могу ему все это сказать. Потому что он меня не услышит.
Мы говорим на разных языках.
Фотографии РИА Новости