Верной дорогой…
Подобное тянется к подобному… Любезность современной российской власти в отношении не вполне рукопожатных режимов уже никого не удивляет. А лидерам этих режимов есть чему поучиться у российской власти. Недавно я подробно рассказывала о деле «венесуэльского Ходорковского». В процессе подготовки материала наткнулась на прелестную цитату из набросков экономического и социального плана Боливарианской республики Венесуэла на 2007-2013 годы: "Справедливость стоит выше закона". Кто именно определяет, где справедливость, гадать не приходится. Вот и оперируют этой «справедливостью», словно кистенем на большой дороге.
Суть истории такова. Успешный бизнесмен, миллиардер, благотворитель, автор и спонсор многих социальных проектов, замечен в дружбе с оппозиционерами. По принципу справедливости, которая выше закона, можно бы и просто убить, но больно громкое имя. И против Элихио Седеньо затевается дело. В 2003 году в Венесуэле создается структура, призванная регулировать движение валюты в стране. Эта структура выдает разрешения, например, желающим приобрести крупную партию товара за рубежом. Седеньо был владельцем банка, в который обратился бизнесмен Густаво Арраис с просьбой предоставить 27 млн долларов для покупки компьютеров в США. Спустя два года после осуществления сделки Седеньо заподозрили в том, что он — мошенник. По законам Венесуэлы банк, предоставляющий валюту, не отвечает за саму сделку, разрешение на проведение которой и, соответственно, на получение валюты бизнесмен Арраис получал в государственной регулирующей организации CADIVI. Но, как уже говорилось выше, справедливость выше закона… Седеньо обвиняют в том, что он является участником сделки: якобы боливары на покупку 27 млн долларов тоже были взяты из кармана Седеньо. Документы, подтверждающие совершенно иные источники венесуэльской валюты, к делу не приобщаются. Впоследствии законность действий Седеньо подтверждает эксперт Центробанка Венесуэлы. В феврале 2007 года Седеньо арестован. В марте выходит постановление Суда о замораживании активов Седеньо, что превышает пределы допустимых финансовых санкций в отношении обвиняемого (а не осужденного) по уголовному делу. Кроме того, один из прокуроров по делу Седеньо пытается обвинить в соучастии чиновников CADIVI – государственной организации, одобрившей предстоящую сделку на основании множества предоставленных бумаг. Но этот номер у прокурора не прошел, в запросе было отказано, а прокурор впоследствии уволен с занимаемой должности.
В мае 2007 года суд разрешает удовлетворить просьбу Седеньо о медицинской помощи, но не принимает никаких мер, когда надзиратели отказываются подчиниться.
В 2009 году истекает двухлетний срок досудебного пребывания Седеньо под стражей, и в ответ на ходатайство об освобождении суд… аннулирует все материалы предыдущих судебных заседаний и оставляет Седеньо под стражей.
Надо отметить, что господин Чавес еще не прошел весь путь, который так успешно преодолела Россия. В Каракасе (население меньше 2 млн человек) были митинги в поддержку политзаключенных. Численность митингующих — около ста тысяч. Есть информация о том, что предыдущую демонстрацию разгоняли газом. Как бы там ни было, представить себе сто тысяч на митинге в поддержку политзаключенных в сегодняшней России трудно. Или еще не так достали или уже как следует напугали. Кроме того, в Венесуэле пока есть свободная пресса, в частности телевидение. СМИ дают информацию по делу политзаключенных, по делу Седеньо в том числе. В его поддержку выступает множество известных людей, не только бизнес-сообщество, но и мэр Каракаса Антонио Ледезма.
С последним тоже непростая история: Ледезма победил сторонника Чавеса на
мэрских выборах в прошлом году со значительным перевесом в голосах. В ответ на
эту победу Национальная ассамблея одобрила закон о специальном режиме в
федеральном округе — столице. В результате законно избранного мэра
заместил военный, у которого теперь вся полнота власти, все функции и
почти все ресурсы муниципалитета — например, 90% налоговых сборов и вся
недвижимость переданы этому правительству. А Ледезма может только бывать в
центре Каракаса, где находится префектура, и то с разрешения МВД.
Национальное собрание готовит закон, который позволит сделать то же самое с
властью губернаторов штатов. Естественно, там, где губернаторами стали
выбранные в ходе свободных выборов оппозиционеры.
Но меня все-таки впечатлили эти сто тысяч. Другое дело, что и в «добежавшей» до авторитаризма России, и в еще не добежавшей Венесуэле, протестуй не протестуй, люди продолжают сидеть. Собственно, смысл акции протеста — требование выпустить тех, кого преследуют за инакомыслие. Но, как ни печально осознавать, наши собратья по несчастью в Венесуэле, по крайней мере, имеют возможность узнать, что человек, на которого указывают как на преступника, таковым не является. Впрочем, учитывая тесную и взаимовыгодную дружбу с Россией, полагаю, опыт переймут быстро.
Фотографии www.fundepro.com.ve