Молодые «совки»
Хочешь увидеть Россию будущего – посмотри на старшее поколение.
На сайте «Эха» я написал небольшой комментарий о благотворительности, вернее о проблемах, которые вокруг благотворительности возникают. Этим комментарием я откликнулся на новость, что одна из старейших в России икон – Торопецкой Божией Матери – будет временно перевезена из Русского музея в храм элитного коттеджного поселка в Подмосковье. Такое решение приняло Министерство культуры, но работники музея против, ибо считают, что перевозить такую ценность нельзя. Пересказывать весь комментарий нет смысла, лучше приведу из него фрагмент:
«Вот есть благотворитель – Сергей
Шмаков – горячо верующий православный бизнесмен, отец шестерых детей,
учредитель благотворительного фонда «Иваново дело».
В 2006 году он выделил средства районным больнице и спортклубу, а также пожертвовал
300 тыс. руб. на золочение куполов Корсунско-Богородицкого собора. Так о нем
пишет «Коммерсант».
Так вот он, или любой ему
подобный, не требует ничего материального взамен, но просит некую моральную,
подчеркиваю, моральную компенсацию от общества.
Например, чтобы в том помещении,
которое он построил, что-то временно, подчеркиваю, временно повисело, постояло
или полежало.
Вопрос – на что он может
рассчитывать?
Ответ – ни на что.
То, что он строил – отдельно, то,
что ему могут дать – тоже отдельно.
Именно в этот момент, когда он
просит, все правообладатели всего на свете заявляют: нельзя, потому что оно
осыплется, разобьется, исчезнет.
Передвижение невозможно,
дотронуться нельзя… ну, и так далее.
Но тогда я задаю вопрос – так на какую
моральную компенсацию от общества он может рассчитывать?
Я понимаю, он должен попросить
что-то другое. Что-то попроще, подешевле, помалозначимей.
А он не хочет попроще.
Он в это вложил кучу денег –
своих, негосударственных. И это он не возьмет с собой в могилу – это навсегда
останется обществу.
Так чем мы наградим его?
Я полагаю, что как бизнес не
готов к широкому меценатству из-за отсутствия института списывания налогов, так
и общество не готово уважительно воспринять меценатство и ищет в каждом
поступке мецената двойное дно.
Казалось бы, окончательный ответ
должен быть за Минкультом, но и там у каждого свое мнение – один считает, что
транспортировать можно, другой, что нельзя.
Но на это никто не обратит внимание, а будут крыть позором г-на Шмакова, потому
что он посмел «позариться на народное добро».
Вот эта черта – быть
неблагодарным, может быть устранена только четким законом: за какую позолоту
какую награду вешать.
И награду не от народа, который
всегда считает, что его ограбили.
А от государства, которое
способно меценатство оценить».
Вот так я написал, что и было моей задачей, ибо журналист должен начать дискуссию. Насколько я понимаю, эту тему подхватил известный блоггер drugoi, который по поводу моей позиции не только не высказался агрессивно, но и отнесся к ней достаточно лояльно, как мне показалось.
Совсем другой была реакция полных сил, вооруженных знаниями, спортивными фигурами интеренетом и кабельным телевидением молодых людей.
Я был потрясен. Их позиция простая:
1. Шмаков – вор.
2. Если пока неизвестно, что он вор, то это просто недоказано.
3. Если он давал деньги на благотворительность, то ворованые деньги.
4. Он не туда давал деньги, не на ту благотворительность.
6. Он мало давал.
5. Если он дал деньги на благотворительность, то не имеет права ничего просить взамен, даже временно.
6. А может, он еще попросит поносить шапку Мономаха?!
7. Такие иконы могут храниться только в музеях,
потому что это народное достояние.
8. Пусть Шмаков заткнется и
продолжает давать деньги на благотворительность. Этим, возможно, он замолит
перед Богом, которого так любит, все свои грехи.
9. Меценату моральная компенсация не нужна, если он дает деньги от души.
И дале в таком духе.
Ребята, вот что я вам скажу: вы можете иметь интернет любой скорости, любые машины и учиться в любых университетах, в том числе в вашем любимом МГИМО. Вы можете знать двадцать языков и на каждые выходные летать к морю заниматься серфингом.
Но вы все равно совки!
Это печальный приговор для вас окончателен и будет неизменен, сколько бы вы ни пищали что-то в свое оправдание в своих многочисленных блогах.
Вы, несмотря на свой юный возраст, ровно ничем не отличаетесь от замшелых пенсионеров, которые готовы поддержать любого гипотетического убийцу Чубайса, за то что он «роздал народное добро».
Понимаете, вы, не давшие на благотворительность ни копейки, не можете понять просьбу благотворителя, построившего церковь и попросившего временно, еще раз повторю для тупых – временно, на срок, согласованный с государственным Министерством культуры, разрешить важной для него, верующего, иконе побыть в его церкви.
Он не ворует икону, он написал официальную бумагу с просьбой и ждет разрешения или отказа. Внутри министерства идет, понятно, борьба. Кто-то там считает, что можно дать, кто-то нет. Есть позиция и у музея – конечно же не дать. Но они потом сообща решат и скажут ему – да или нет.
Но вы пишете и злобствуете не об этом. Вас бесит, что какой-то бизнесмен осмеливается что-то «народное» попросить, пусть даже временно.
Ваша совковая позиция проста: ты построил, вложил свои деньги? Отлично! А теперь пошел вон и не показывайся. Может быть, мы даже когда-то и зайдем в твою церковь, даже помолимся – ведь крестики-то родители нам повесили. Но когда зайдем – чтобы и духу твоего там не было!
И какими бы другими словами вы не описывали эту свою позицию – она именно в этом.
Сделал для нас? А теперь пошел вон!
Интересно, что когда вы мотаетесь по заграницам, то вполне спокойно относитесь к огромным доскам с именами спонсоров и меценатов, которые украшают здания, музеи, парки. Я недавно даже видел скамейку в парке, где на спинке висела медная табличка с именем человека, который дал деньги именно на эту скамейку.
В Храме Христа-Спасителя – огромные плиты с именами благотворителей, давших деньги на этот храм.
Но если бы вас спросили, можно ли написать их имена в храме, вы бы разрешили? Никогда! Имя Кобзона во храме?! Пусть на сцену идет и свои песенки поет.
А оказывается, не при вас будет сказано, вопросами важности морального поощрения занималось даже правительство.
Вот цитата:
«Правительство подготовило проект
постановления "О нематериальном поощрении благотворительной
деятельности". Согласно тексту документа, меценатов будут награждать
грамотами, нагрудными знаками, а в их честь станут устанавливать мемориальные
доски… Среди них – знаки отличия и памятные
знаки (к примеру, медали с выгравированным именем мецената), грамоты, дипломы и
устные объявления благодарности.
Документ предполагает и более весомые награды. К примеру, в честь меценатов
могут устанавливаться "мемориальные доски или таблицы" с указанием,
что объект социальной сферы (университет или клиника) построен при финансовом
участии бизнесмена. Кроме того, сами организации смогут получить имя мецената,
то есть на именные фонды и учреждения бизнесмены смогут претендовать при жизни…
О важности морального поощрения меценатов уже объявил первый вице-премьер
Дмитрий Медведев. На недавнем обсуждении целевых благотворительных фондов он
заметил: "Бизнес хотел бы, чтобы его имя присутствовало в объектах
социальной сферы, например, в университете, которому он помогает. И нужно
учреждать именные благотворительные фонды, целевые капиталы имени конкретного
бизнесмена".
Почему тут Медведев вице-премьер? Потому что это привет из 2006 года.
Утвердили ли в правительстве этот законопроект реально. Или только провозгласили? Упоминаний, что подобный проект утвердили, я не нашел, да и не в нем дело.
Правительство на тот момент понимало или делало вид, что меценатов нужно не посылать, а морально поощрять.
Вы, юные и спортивные, этого не понимаете даже сейчас.
Потому что путаете благотворителя с монахом.
Благотворитель не прячется. Это успешный человек, который почему-то решает потратить деньги не на очередной дом в Лондоне, а на что-то нужное всем. Но он смело говорит об этом и хочет, чтобы мы ответили ему не пинком и забвением, а благодарностью.
В отличие от вас, молодых совков, не потративших ни копейки на общественные нужды, настоящий меценат имеет право на многое. И только публичная общественная благодарность, реальная моральная компенсация, почет и уважение рождают новых Третьяковых.
Но вы – только совки.
Поэтому, идите в свой МГИМО и учите новый иностранный язык.
Ведь махровая совковость и интернет 4G в вас прекрасно уживаются.
В этом и есть феномен молодого российского совка.